Часть I. Новый нефтяной порядок.
Первая война в Персидском заливе 1990-1991 гг. ознаменовала начало нового мирового порядка с глобализацией, эффектом CNN и взрывным ростом медиатехнологий (мир стал глобальной деревней). После развала СССР Россия потеряла прежнее влияние, победители в холодной войне приступили к дележке лакомых кусков: Каспийский регион, Венесуэла, Ирак, Нигерия.
Мировой кризис 1997-1998 гг. запустил волну слияний и поглощений, в результате которых возникли супермейджоры BP-Amoco, Exxon-Mobil, Total-ELF, ChevronTexaco, ConocoPhillips. В 90-е годы в России сформировались крупные частные концерны Лукойл, Сургутнефтегаз, ЮКОС, ТНК и Сибнефть. Они активно наращивали присутствие на мировом рынке.
В 2004 году нефтяной рынок неожиданно столкнулся с шоком спроса со стороны Китая – рост его экономики тогда никто не воспринимал всерьез. Нефть стала любимым спекулятивным активом трейдеров, торговавшим фьючерсами, впервые появившимися в 1983 г. и давшими старт финансиализации нефти. Тогда Роберт Шиллер сформулировал понятие «мифа о новой эре» как о неотъемлемой черте всех пузырей, представлении о начале чего-то нового и совершенно иного, оправдывавшего быстрый рост цен на конкретном рынке.
Шок спроса и безумный спекулятивный угар загнали цену на нефть к 147$ за баррель в 2008 году. В тот год началась Великая рецессия, но спрос со стороны Китая только рос, поэтому нефтяные котировки быстро восстановились. Высокие цены благоприятствовали развитию новых технологий в добыче. В США научились рентабельному гидроразрыву нефтеносных пластов, обрушив цены в разы и завалив заодно несколько неугодных нефтезависимых режимов в мире.
Часть II. Безопасность поставок.
Нефть за последние полтора столетия «кончалась» 5 раз: в 1885, 1919, 1949, 1981 и 2008 годах. Был такой Кинг Хабберт, который в 1956 году предсказал пик добычи в США в конце 60-х и в мире к концу 90-х, после чего будет окончательное падение. Но каждый раз опасения исчерпания запасов приводили к технологическим скачкам в добыче и росту энергоэффективности.
Природный газ метан стали добывать намного позже нефти. Сжижать газ придумали еще в 1917 г. в США, но технология была дорогой, поэтому поставки шли по трубам. Когда нефть и уголь закоптили напрочь крупнейшие города, например, Лондон и Лос-Анджелес, газ оказался единственным приемлемым решением экологических проблем.
В 1959 г. было обнаружено крупнейшее месторождение в Голландии, закрывшее большую часть потребностей Европы на долгие десятилетия, но его разработка вызывает землетрясения, поэтому добыча здесь остановлена. СССР и Норвегия построили трубопроводы в Европу, а Япония, Южная Корея и Тайвань сделали ставку на СПГ. С 2002 г. Катар, владея гигантскими подводными запасами, целенаправленно строил гигантские заводы по сжижению газа и захватил треть мирового рынка.
Сланцевая революция в США имеет прямое отношение к настоящему времени. Доля газа, добытого из сланцев, с 2000 по 2012 годы выросла с 2 до 37%. Американцы к 2016 году ввели в строй огромные экспортные мощности, но танкеры с СПГ застряли в море из-за отсутствия спроса, так как рынок был уже поделен между имеющимися производителями. По плану США поставки пойдут в Европу (книга написана в 2011 г., дополнена в 2016 г., предлагаю читателям в 2024 г. догадаться, кто получил выгоду от взрыва «Северных потоков» и заместил на европейском рынке дешевый российский газ дорогим СПГ).
Кстати, в 1982 г. США ввели эмбарго на экспорт оборудования для строительства трубопровода из Уренгоя в Европу. Компромисс был найден в виде ограничения зависимости Европы от газа из СССР в пределах 25%. История до боли знакомая.
Часть III. Эра электричества.
В 1882 г. Эдисон зажег первые 100 электрических лампочек постоянного тока в офисе Моргана, но Джордж Вестингауз купил патент Николы Теслы на идею переменного тока и победил Эдисона в конкурентной борьбе. Edison General Electric стала просто GE. Самыми освещенными городами в мире стали Чикаго и Берлин. В 1920 г. В.И. Ленин провозгласил лозунг: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны».
В 50-е годы XX века GE наняла для рекламной кампании электроприборов малоизвестного актера Рональда Рейгана. За несколько лет разъездов по стране тот отработал свою риторику и фирменный стиль – сплав патриотизма, американских ценностей, критики вмешательства государства и регулирования, а также коротких историй и хорошего юмора. В рекламе весь дом Рейганов был заставлен электроприборами, которые захотели купить миллионы семей. Кампания оказалась чрезвычайно эффективной не только для продаж GE, но и для дальнейшей карьеры Рейгана.
В истории ядерной энергетики автор отмечает роль адмирала Риковера. Тот руководил созданием атомных подводных лодок, а после аварии на АЭС Three Mile Island в 1979 г. сформулировал основные причины техногенных катастроф как результат последовательности относительно несущественных сбоев в работе оборудования и ошибок операторов, не распознанных и не устраненных своевременно. Подробный оперативный анализ сбоев, разработка строгих технических стандартов и большее внимание к обучению операторов позволяют избежать большинства аварий.
Россия закрывает газом 60% своих потребностей в топливе. Китай и Индия 75% своей энергии производят из угля. В США лидирует уголь – 40%, а газ и атом идут следом. Европа наиболее диверсифицирована: атом – 27% (в основном за счет Франции), уголь – 24%, гидроэнергетика – 17%, газ – 16%, ветер и солнце – 14%. Япония в 2011 г. после аварии в Фукусиме свою атомную промышленность закрыла и сидит на газе (39%), угле (31%) и нефти (14%). Бразилия стоит особняком – 75% электричества дают ГЭС.
Какой ресурс дает наибольший прирост глобального производства электроэнергии в 21 веке? Уголь. В 2 раза больше нефти, в 3 раза – газа, в 10 раз – ВИЭ.
Ну и одна поучительная история: пакистанец Кадир Хан работал в Голландии, выкрал чертежи центрифуг и создал в Пакистане атомную бомбу в 1998 г. Затем передавал технологии Ирану, КНДР и Ливии. Ливия в 2003 г. добровольно свернула свою программу создания ядерного оружия.
Часть IV. Климат и углекислый газ.
Американский ученый Чарльз Килинг в 1958 г. выявил влияние человеческой деятельности на рост концентрации углекислого газа в атмосфере, приводящий к глобальному потеплению. Долгое время этому открытию не уделяли внимания, но с конца 80-х годов развитые страны Запада активно навязывают экологическую повестку всему миру, хотя развивающиеся страны выступают против искусственного торможения своей экономики.
Про озоновую дыру, пугавшую мир с 1985 года, уже никто не помнит.
Часть V. Новые источники энергии.
Ветер, солнечный свет, биотопливо, геотермальная энергия, гидроэнергия.
Ветряные мельницы существуют около 1000 лет, используются для помола зерна и подачи воды, возникли сначала в Персии, затем в Китае и Европе.
Неочевидным источником топлива является повышение эффективности: в 70-е годы в США пробег новой машины на литре бензина равнялся в среднем 5,7 км, сейчас – 12,8 км, в будущем планируется 22,7 км. Для справки: гражданская авиация выделяет всего 3% выбросов углекислого газа.
У эффективности есть большие недостатки: у нее нет большого числа сторонников, ее нельзя потрогать, окупается очень долго, требует огромной незаметной работы и не предполагает торжественного перерезания красной ленты, как при запуске электростанций.
Потребление энергии в жилом секторе США на 70% выше, чем в 70-е годы. Жилая площадь среднего дома выросла почти на 70%. Холодильники потребляют в 2 раза меньше энергии, но теперь их два. Гаджеватты: в 70-е годы 7 основных потребителей (плиты, освещение, холодильник, морозильная камера, водонагреватель, кондиционер и отопление) тратили 91% энергии, а сейчас – 55%. Остальные 45% приходятся на новинки.
Часть VI. Дорога в будущее.
В 1900 г. большинство автомобилей в США работали на паровой тяге и электричестве. Бензиновых двигателей было очень мало. Электромобиль Phaeton 1902 г. мог проехать без подзарядки 22 км. В 1910 г. Эдисон разработал аккумулятор на 100 км пробега, но опоздал. В 1908 г. Форд создал Ford T, за короткое время сократив цену продажи с 825 до 260$.
До нефтяного кризиса американцы ездили на огромных авто с объемом двигателя 5-7 литров, потом стремительно пересели на японские экономичные машины, но в 80-х без всяких логических причин стали популярны минивэны и внедорожники. В 1997 г. вышел в свет Prius, но всего через 6 лет Маск и партнеры создали Tesla Roadster за 109000$. И те, и другие обрели бешеную популярность. Куда прогресс пойдет дальше? Предсказать невозможно, но заглянуть в будущее крайне любопытно.
«В поисках энергии» уступает в глубине погружения в историю и превосходит в политизированности предыдущую книгу Дэниела Ергина «Добыча», однако содержит немало актуальной информации за 20 лет от выхода «Добычи» до написания «В поисках энергии». Однозначно рекомендую.
Добавить комментарий