За эту книгу Ергин, признанный авторитет в области энергетики, международной политики и экономики. американский ученый-исследователь, консультант многих деловых и научных сообществ по всему миру, был удостоен Пулитцеровской премии.
В книге последовательно описана история нефтяной отрасли с первой скважины полковника Эдвина Дрейка в штате Пенсильвания, США, в 1859 году, до нашей с вами современности. Скрупулезно, в хронологическом порядке, разворачивается полная и четкая картина того, как нефть влияла на развитие промышленности, торговлю, общественные отношения, психологию людей. Поразительно, насколько огромным оказалось это влияние.
Конечно, я учитываю профессиональную деформацию автора, который всю жизнь занимается этой темой и, безусловно, видит мир через призму энергетики, причем, будучи гражданином США, имеет несколько американоцентричный взгляд на вещи. Но, даже включая определенный скептицизм, не могу не отметить его стремление к объективности и жесткий математический подход к историческим фактам.
Например, первая нефтяная лихорадка 1859-1865 гг. породила большой рыночный пузырь, спекуляции и безумное перепроизводство нефти. Пузырь вскоре лопнул, обрушив цены с 14 долларов за баррель в 1866 году до 2,4 доллара уже через год, до 50 центов в 1870-е и до 15 центов в конце 1880-х.
Весьма подробна описана история Джона Рокфеллера, который объединил 85% рынка нефтепереработки и сбыта США в трест Standard Oil. В 1911 году антимонополисты добились разделения этого треста, но Рокфеллер стал в результате роспуска Standard Oil еще богаче, а части его империи прекрасно существуют и до сих пор, например, ExxonMobil.
Компаньон Рокфеллера Генри Флеглер сформулировал замечательный девиз: «Держите нос по ветру и делайте ставку на рост благосостояния вашей страны». Это блестящий пример экономического патриотизма, без которого США вряд ли достигли бы нынешних успехов. У многих русских отношение к своей стране обратное.
Страхи окончательного истощения нефтяных месторождений – тоже не новость. Они повторялись в конце 19-го, середине 20-го и начале 21 века. Вслед за приступами паники следовал рост вложений в разведку, и запасов снова становилось еще больше. Не факт, что так же будет и впредь, но цикличность подобных историй наводит на размышления.
Наиболее глубоко меня поразили факты истощения энергетических ресурсов проигравших в Первой и Второй мировых войнах сторон. Я раньше недоумевал, почему Германия капитулировала в 1918 году, если боевые действия во время войны на ее территории не велись. Оказывается, причиной стало отсутствие топлива. Захваченных румынских промыслов просто не хватило.
К второй мировой Германия подготовилась получше, наладив синтез жидкого топлива из угля, договорившись с румынами и заранее закупив побольше нефти у будущих соперников. Представьте, что примерно треть топлива в баках немецких самолетов и танков в июне 1941 г. получена из… СССР. Думаете, это чисто наш косяк? Более половины японских запасов перед нападением на США в декабре 1941 г. было закуплено напрямую у США. Нечто подобное происходит и в наши дни, к большому моему сожалению.
Гигантское влияние на ход второй мировой оказали неудачные попытки фашистов захватить кавказские месторождения и перерезать пути снабжения советских войск у Сталинграда. Тогда же немцы благодаря англичанам не смогли добраться до ближневосточной нефти. У Великобритании тоже были проблемы в снабжении из-за активности германских подлодок. США с целью спасения союзников вводили ограничение потребления топлива в стране, чем автолюбители были очень недовольны. Япония же в 1945 году перешла на синтез бензина из… корней сосен. Заправляться было нечем.
Понимаю, что не в одной нефти было дело, героизм солдат, полководческие таланты руководства, самоотверженная работа тыла не могут недооцениваться. Но нефть сыграла настолько большую роль в итогах войны, что вся дальнейшая история пошла совсем по другому пути. Все внимание мировых держав переместилось к Ближнему Востоку, где победители в первой мировой войне произвольно нарезали карту остатков Османской империи в своих колониальных интересах, но после следующей войны мир вступил в эпоху антиколониального движения. Мины были заложены ранее, но взрываются они до сих пор. Самым интересным периодом были нефтяные кризисы 70-х годов, но вы о них лучше прочитайте сами.
Настоятельно рекомендую прочесть «Добычу» всем, кто вкладывает деньги в нефтегазовую отрасль, а особенно тем, кто не хочет, будучи отравленным сказками про энергопереход и будущее сплошное засилье «зеленой» энергетики. Нет, я тоже за экологию, чистый воздух, воду и лес. Однако мир немного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Такие книги способствуют лучшему пониманию.
Добавить комментарий