Возможно, благодаря этой книге, которую я впервые прочел еще в детстве, мне удалось сформировать весьма реалистичный взгляд на капитализм. Она стала одной из моих сценарных сказок и, без сомнения, является лучшим пособием по изучению рыночной экономики для детей и взрослых.
Советский писатель Николай Носов создал трилогию про Незнайку и его друзей-коротышек из Цветочного города в 50-60-е годы XX века. В двух первых частях «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе», по жанру относящихся к утопии, герои живут в сказочной стране, социальное устройство которой похоже на СССР в будущем, после окончательной победы коммунизма. В этой стране полное социальное равенство, все трудятся, нет никаких товарно-денежных отношений.

Третья часть написана в жанре антиутопии. В ней герои отправляются на Луну, где царит капитализм. Под лунным миром явно угадываются США. Издана книга в 1965 году. Тогда СССР вел с Америкой жесткую идеологическую борьбу, и критика Запада была весьма актуальна. Николай Носов удивительно метко для человека, не знакомого с социально-экономическим устройством западных стран изнутри, с немалым чувством юмора, языком, понятным даже детям, описал изнанку капитализма, скрывающуюся за красивой витриной.
Нечаянно угнавшие ракету Незнайка и Пончик прибывают на Луну, там теряют друг друга и оказываются на социальном дне лунного общества. Незнайка не знаком с деньгами, не имеет понятия о частной собственности, поэтому, не заплатив за обед в кафе, попадает в тюрьму, где знакомится с профессиональными мошенниками Мигой и Жулио, рассказывает им, что привез семена гигантских растений (на Луне с урожайностью плохо), но для того, чтобы добраться до ракеты с семенами, нужен летательный аппарат. С целью его строительства жулики создают акционерное общество гигантских растений, используя Незнайку в качестве бренда, организуют мощную рекламную кампанию и продают акции общества лунатикам.
Постепенно в скупку акций включаются все лунатики, возникает биржевая лихорадка, поразительно схожая с современными IPO. Недовольный потенциальной конкуренцией сельскохозяйственный и медийный монополист Спрутс подкупает мошенников, чтобы те сбежали с деньгами, и попутно устраивает манипуляции на бирже, пытаясь воспользоваться инсайдерской информацией.
Незнайка еле-еле спасается от обманутых акционеров и пытается выжить в рыночной системе, перебиваясь случайными заработками и ночуя где попало, например, в ультра-лоукост отеле, где надо платить за каждый чих. В конце концов, вместе с другими обитателями социального дна он попадает на Дурацкий остров, где людей кормят на убой, развлекают сутки напролет, от чего они постепенно превращаются в баранов.
Пончик в силу более приземленного склада ума лучше адаптируется в новом мире. Случайно он обнаруживает, что на Луне в приготовлении пищи не используют соль, и мастерски этим пользуется, создав соляной завод и разбогатев. Однако местные олигархи быстренько организуют собственное производство и с помощью демпинга разоряют мелких конкурентов, в том числе и Пончика.
В это время их более разумные и ответственные друзья во главе с Знайкой строят вторую ракету и вовремя спасают Незнайку от превращения в животное, Пончика – от тяжелого рабского труда крутильщиком чертова колеса. Всех угнетаемых жадными капиталистами лунных жителей земные коротышки освобождают от гнета и помогают им перейти к более справедливым социальным отношениям, естественно, коммунистическим.
Глазами советского школьника «Незнайка на Луне» воспринимался как слегка жутковатая фантастика. Вместе с Незнайкой я прошел путь от первого знакомства со «свободным рынком» до понимания его сути и недостатков. Тогда я даже и подумать не мог, что за следующие четыре десятилетия все, о чем здесь было написано, воплотится в реальность в пугающих подробностях. И не ведут ли нас нынешние тренды на безудержное потребление и развлечения на Дурацкий остров?
Впрочем, я не ностальгирую по СССР и не мечтаю о возвращении социализма. Николай Носов из 1965 года учит своего читателя относиться к «оскалу капитализма» с долей критики и разума. Видеть не только лишь радужные блестящие витрины и рекламные плакаты, а заглядывать за них и понимать, что там спрятано. Предупрежден – значит вооружен.
Приведу пять любопытных отрывков:
Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе.
Газета нужна была ему не для прибыли, а для того, чтобы беспрепятственно рекламировать свои товары. Осуществлялась эта реклама с большой хитростью. А именно: в газете часто печатались так называемые художественные рассказы, причем если герои рассказа садились пить чай, то автор обязательно упоминал, что чай пили с сахаром, который производился на спрутсовских сахарных заводах. Хозяйка, разливая чай, обязательно говорила, что сахар она всегда покупает спрутсовский, потому что он очень сладкий и очень питательный. Если автор рассказа описывал внешность героя, то всегда, как бы невзначай, упоминал, что пиджак его был куплен лет десять — пятнадцать назад, но выглядел как новенький, потому что был сшит из ткани, выпущенной спрутсовской мануфактурой. Все положительные герои, то есть все хорошие, богатые, состоятельные или так называемые респектабельные коротышки, в этих рассказах обязательно покупали ткани, выпущенные спрутсовской фабрикой, и пили чай со спрутсовским сахаром. В этом и заключался секрет их преуспевания. Ткани носились долго, а сахару, ввиду будто бы его необычайной сладости, требовалось немного, что способствовало сбережению денег и накоплению богатств. А все скверные коротышки в этих рассказах покупали ткани каких-нибудь других фабрик и пили чай с другим сахаром, отчего их преследовали неудачи, они постоянно болели и никак не могли выбиться из нищеты. Помимо подобного рода “художественных” рассказов, в газете печатались обычные рекламные объявления, прославлявшие спрутсовский сахар и изделия спрутсовской мануфактуры. Само собой разумеется, что ни рекламные объявления, ни художественные рассказы не могли привлечь особенного внимания публики, поэтому в газете ежедневно печатались сообщения об интересных событиях и происшествиях, а также различные юморески, то есть крошечные забавные рассказики или анекдотцы, специально для того, чтоб насмешить простодушных читателей. Читатель, купивший газету с целью почитать юморески, заодно проглатывал и “художественные” рассказы, что, собственно говоря, от него и требовалось.
Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах.
От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить». Видишь, как рассуждают!
— К чему же богачам столько денег? — удивился Незнайка. — Разве богач может несколько миллионов проесть?
— «Проесть»! — фыркнул Козлик. — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать своё тщеславие.
— Это какое тщеславие? — не понял Незнайка.
— Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить. Например, один богач построит себе большой дом, а другой посмотрит и говорит: «Ах, ты такой дом построил, а я отгрохаю вдвое больше!». Один заведёт себе повара да лакея, а другой говорит: «Ну так я себе заведу не только повара и лакея, а ещё и швейцара». Один наймёт целый десяток слуг, а другой говорит: «Ну так я найму два десятка, да ещё сверх того пожарника в каске у себя во дворе под навесом поставлю». Один заведёт три автомобиля, другой тут же заведёт пять. Да ещё и хвастает: «Я, говорит, лучше его. У него только три автомобиля, а у меня целых пять». Каждому, понимаешь, хочется показать, будто он лучше других, а так как ум, доброта, честность у нас ни во что не ценятся, то хвалятся друг перед другом одним лишь богатством. И тут уж никакого предела нет. Тщеславие такая вещь: его ничем не насытишь.
Согласитесь, написано как будто вчера, а не 60 лет назад. Помимо экономического просвещения, книга содержит массу увлекательных технических подробностей, читается легко и приятно. Рекомендую к прочтению детям от 9-10 лет и старше. Взрослым тоже будет интересно. Книга есть во всех библиотеках России.
Добавить комментарий