О тонкостях финансового консультирования

Наверняка вы часто встречаете фразу: «Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».  Откуда она взялась и что значит?  

Дело в том, что федеральный закон 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с 2019 года разрешает предоставлять такие рекомендации только инвестиционным советникам, которые осуществляют деятельность по инвестиционному консультированию в отношении ценных бумаг и производных инструментов  и входят в реестр Банка России.

Обратите внимание на терминологию. Не финансовый консультант, не финансовый советник, не инвестиционный консультант. Этих трех терминов нет в российском законодательстве. Следовательно, услуги данных специалистов никак не регулируются законом. А что не запрещено, то разрешено. Вот поэтому кто попало называет себя финсоветником (или вроде того) с огромным опытом и капиталом, либо раздавая сомнительные советы, либо привлекая деньги неискушенных в знании законов граждан в пирамиды или в управление, иногда без возврата.

Быстрое развитие интернета, быстрый рост благосостояния населения (или его части) в сочетании с медленным ростом финансовой грамотности и устоявшимися культурными особенностями в России предоставили прекрасные шансы для пионеров информационного бизнеса зарабатывать легкие деньги. Но бесконечно долго  водить народ за нос еще никому не удавалось, поэтому неудивительно, что возникло тотальное недоверие к представителям этой профессии. Термин «инфоцыгане» метко характеризует суть их деятельности: навешали людям лапшу на уши и укочевали куда подальше, ведь просторы интернета бесконечны.

Таким образом, все эти новоявленные «финконсультанты» сами пилят сук, на котором сидят. Денег у россиян все больше, появляется желание ими грамотно распоряжаться – казалось бы, вот новый, абсолютно свободный рынок консультационных услуг. Классический «голубой океан». Но этот рынок губят детские болезни роста: государство не установило каких-то четких правил игры, отсутствие квалификации и жадность предпринимателей подрывают спрос, клиенты боятся наткнуться на проходимцев.

Основная проблема – конфликт интересов между бизнесом и клиентами. Интересы бизнеса – прибыль, то есть привлечь больше денег клиентов и либо заработать больше комиссии, либо перераспределить их в свой карман. Бизнес обладает информационным преимуществом, так как клиенты подготовлены слабо, поэтому их интересы легко игнорировать. Именно эта легкость манит как крупную финансовую индустрию (банки, брокеры, управляющие компании, страховщики, НПФ), так и частных предпринимателей, известных лишь в узких кругах, переходить на «темную сторону» и выкачивать деньги из наивных клиентов, пока те не опомнятся.

Проиллюстрирую ситуацию примерами из жизни. За годы активного ведения блога с конца 2018 года мне поступило немало заманчивых предложений.

Улан-удэнский филиал страховой компании приглашал стать финансовым консультантом, обучать людей финансовой грамотности, снабжать их полисами накопительного и инвестиционного страхования жизни, зарабатывая от 100 000 рублей в месяц и более, а в перспективе даже когда-то стать директором филиала.

Новосибирский БКС Премьер предлагал продавать продукты БКС обеспеченным людям на сумму от 1 миллиона рублей с комиссией от 3 до 7% (3% за ПИФ, 7% за структурные ноты и прочее). Представляете, впариваешь богатенькому Буратино “структурку” на миллион и получаешь 70 тысяч!

А сколько разнообразных предложений о сотрудничестве делал Тинькофф – я уж и не буду перечислять. И вот ответьте, какой смысл разумному человеку оставаться независимым и проводить консультации за 5 тысяч рублей, если можно за раз заработать 70? Мало кто может отказаться от таких финансово щедрых предложений. Поэтому, когда я отказывался, на меня смотрели с недоумением.

https://rutube.ru/video/e645920c1f8049b14e393b5c580ff5f9/?r=wd

Государство попыталось навести порядок на рынке, но установило такие жесткие требования, что мелким консультантам просто невыгодно их выполнять, чтобы попасть в реестр инвестиционных советников Центробанка. Безусловно, лицензирование – дело хорошее, хоть какой-то фильтр лучше, чем никакого. Но крупным игрокам пройти сквозь этот фильтр нетрудно, а среди них я вижу немало сомнительных личностей, так что наличие в реестре еще не гарантирует качества услуги. Остальным приходится, чтобы не нарушать закон, указывать, что их советы «не являются индивидуальной инвестиционной рекомендацией» (формальность, конечно, но как-то надо выкручиваться), либо уходить с рынка. Я в числе остальных, так как попадать в реестр долго, муторно и дорого, поэтому все, что я пишу об инвестициях, сопровождаю дисклеймером, а индивидуальные консультации провожу нечасто.

Однако есть еще очень важный сегмент рынка, до которого руки государства не дошли. В массовом сознании финансовое консультирование – это управление инвестиционным портфелем. Однако эта сфера гораздо шире. Гораздо чаще людям требуется финансовое планирование: работа с кредитами, балансирование доходов и расходов, помощь в целеполагании, составлении краткосрочных и долгосрочных планов, решение вопросов с имуществом, субсидиями, налоговыми вычетами, наследственные дела, любые другие сложные жизненные ситуации в финансовой области. Никакого отношения к инвестициям все это не имеет.

Например, в декабре 2022 г. я консультировал человека из Омска, который даже не рассматривает вложения в акции, а решает, что делать с недвижимостью и кредитами в условиях неопределенности семейных планов на будущее. C моей помощью клиент получил полную дорожную карту всех своих действий в тех или иных сценариях развития ситуации и остался очень доволен.

Весной 2024 г. учительница математики из Улан-Удэ с моей помощью подсчитала свои доходы и расходы после покупки жилья по льготной учительской ипотеке и прикинула, потянет ли платежи в ближайший год-два до окончания строительства квартиры, когда можно будет сделать ремонт и сдавать ее в аренду. Да, даже математикам бывает сложно разобраться, казалось бы, в простом бюджетном планировании. Ведь здесь они не специалисты.

Таким образом, финансовое планирование – это отдельная деятельность, не связанная с инвестиционным консультированием. Как писал Рене Декарт, люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы смогли договориться о значении слов. Поэтому, чтобы разные услуги не смешивались в сознании, нужно их четко различать, дав им свои названия.

«Атлас профессий» под эгидой Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления Сколково указывает, что в числе востребованных профессий будущего в финансовом секторе будут разработчик персональных пенсионных планов и проектировщик индивидуальной финансовой траектории. Я понимаю содержание этих профессий и согласен с их перспективами, но закрепятся ли их названия – пока вопрос. Поэтому я предлагаю пока применять термин «финансовый планировщик».

Для того, чтобы финансовое планирование приносило пользу людям, необходимо:

1.      Обеспечить отсутствие конфликта интересов, консультант должен руководствоваться интересами клиента, а не собственным карманом. Рыночный механизм решения этой проблемы: услуга должна быть хорошо оплачиваемой, бесплатные или слишком дешевые услуги неизбежно вызовут конфликт интересов. Консультант должен быть независимым.

https://rutube.ru/video/a437b4faf604da3f4f261122af62e86b/?r=wd

2.      Создать законодательные рамки для рынка, чтобы были стандарты оказания услуг, защита интересов клиента, квалификационные требования к консультантам. Да, государство часто действует топорно, поэтому важно не перестараться, сделав ограничения минимально достаточными для эффективного развития рынка.

3.      Развивать систему рейтингов, оценки, отзывов о деятельности консультантов. Например, в Москве мне понравился сервис СберЗдоровье для выбора врачей в частных клиниках. Современные цифровые платформы типа Яндекс Карт прекрасно справляются в оценке качества услуг без участия государства. Доверие к ним у людей довольно высокое. Забота о репутации, долгосрочные отношения с клиентами будут постепенно способствовать тому, чтобы рынок из дикого состояния стал цивилизованным и массовым.


Ответы

  1. Аватар пользователя Людмила
    Людмила

    Александр, здравствуйте.Как Вы относитесь к страховым инвестиционным программам?Допустим на 5 лет под 19% с прописанной суммой получения через 5 лет в два раза больше ,чем вложено?

    1. Аватар пользователя dorzhiev95
      dorzhiev95

      Добрый день! Отношусь в целом негативно. Подробнее писал в ТГ-канале. 19% на 5 лет с ежегодной капитализацией процентов дают прирост капитала в 2,38 раза, так что реальная ставка для удвоения капитала – всего 15%. Если хотите, сами посчитайте в любом калькуляторе, например, на calcus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *