Как я перестал считать себя пенсионером

Написано в 2023 году.

Начну с того, что 10 лет назад меня перестала устраивать многолетняя работа в банке. Не потому, что она мне не нравилась, напротив, ничего интереснее фондового рынка я до сих пор так и не нашел. А потому что возникли новые обязанности, суть и смысл которых казались сомнительными, и послушно исполнять их я был не согласен. Этот протест и привел меня к уходу из банка. Уход не был спонтанным. Я его спланировал, целенаправленно копил деньги 3 года (до этого копил, но не для этой цели) и в 40 лет стал финансово независимым ранним или, как говорят в России, самостоятельным пенсионером.

Для критиков выхода на пенсию в 35 или 40 лет, заявляющих что-то типа «бездельники лежат на диване и бессмысленно пялятся в телевизор», замечу, что я даже в старших классах школы летом работал на почте и регулярно работаю с 3 курса университета, после окончания которого 18 лет беспрерывно трудился на наемной работе, 5 лет даже две работы совмещал. Так что некий праздный образ жизни раннего пенсионера – это следствие тяжелого и эффективного труда в течение многих лет и умения разумно распоряжаться результатами этого самого труда, а не сказочное везение либо патологическое нежелание работать. «Обломовщиной» мне уже страдать не суждено, вся моя жизнь сформировала во мне уважение к труду и неспособность долго бездельничать. Благодарю за это своих родителей.

Ранняя пенсия послужила для меня паузой, способом перестать бежать, как белка в колесе, непонятно куда и зачем. Ведь с годами при достаточно внимательном взгляде на течение жизни начинаешь понимать, что этот бег идет по замкнутому кругу. Тогда мне больше всего был близок образ Нео, который понял, что увяз в «Матрице». Вряд ли я считаю себя избранным, но из матрицы мне все же выйти удалось. И в течение нескольких лет смотреть на мир со стороны. Никуда не спеша.

Первый год на пенсии я отдыхал от офисного рабства, читал, гулял, готовил еду, общался с детьми, наслаждался, в общем. Затем, когда пошел второй год, меня накрыла депрессия, когда времена года стали повторяться. Начался «День сурка». Целый год я разбирался в причинах дискомфорта и осознал нехватку социализации и собственной значимости. Помогли книги (моя палочка-выручалочка в жизни) и работа с психологами, о которой могу рассказать отдельно.

В начале третьего года на пенсии я встретил в интернете коллегу Сашу Бабинцева, и мой пазл сложился. Оказывается, еще много лет назад я говорил супруге, что хотел бы когда-то в будущем помогать людям с финансами, но тогда никаких живых примеров перед глазами не было, и я благополучно забыл о своем желании. Занять свободное время передачей своего опыта и детям, и взрослым, и вживую, и онлайн, и бесплатно, и платно – это «ноу-хау» Саши вдохновило меня и подсказало, куда идти дальше.  

Примерно еще год я постепенно двигался к своей цели – делиться опытом. Изучал преподавательский опыт Грэма, опыт публичных выступлений Баффета, учился ораторскому мастерству, смотрел на блогеров в интернете. И вдруг совершенно случайно меня пригласила двоюродная сестренка Нина Олзоева рассказать своим коллегам о своем опыте изменения жизни, и о том, как я пришел к финансовой свободе. Мой скромный рассказ произвел «вау-эффект» не только на слушателей, но и на меня самого. Я понял, что именно этим я хочу заниматься всю жизнь.

И так постепенно это увлечение переросло в предпринимательскую деятельность, причем на первых порах у меня даже не было каких-то идей на этом зарабатывать. Так сложилось, что многие люди говорили мне, что ценность моей информации совершенно неадекватна цене занятий, и для них самих в этом  заключается «минус», хотя, на мой наивный взгляд, должен был быть «плюс».

В общем, регулярно я стал писать в соцсетях и проводить групповые занятия по личным финансам и инвестициям в Улан-Удэ спустя 3 года относительно праздной пенсионерской жизни. Нет, еще, конечно же, была общественная деятельность: я активно развивал фонд «Эндаумент «ВАРК», вел бухучет, учреждал и платил стипендии, освещал его работу в интернете, сделал сайт. Но моя страсть к эффективности довольно быстро снижает любые трудозатраты до минимума, и вновь приходится искать занятие по душе. И еще я очень много читал и учился. Путешествовал, как никогда в жизни. Сильно сблизился с детьми. Делал очень много дел своими руками. В общем, проводил время с пользой и удовольствием, то есть не зря, как может показаться поверхностному взгляду.

Примерно в 2019 году, когда мне было 43 года, я представил себя студентом-первокурсником, который находится в начале пути, и на первом курсе ему необходимо работать на зачетку, а потом зачетка будет работать на него. Так выглядел для меня путь в совершенно новом деле, где сначала нужно «потопать, а полопать уже потом». Я не изменил образ жизни полностью, но старался писать каждый день, чтобы увеличивать аудиторию в соцсетях. Естественно, прежде всего я изучил законы продвижения и маркетинга, как самостоятельно, так и консультируясь с опытными людьми. Итог: 1000 постов в соцсетях за 3 года, то есть по одному посту в день, и 10000 подписчиков в Инстаграме (запрещен в России) к началу СВО. Причем подписчиков никогда не покупал.

Как человек ответственный, я работал все больше и больше, ведь опыта в своем бизнесе у меня не было. Я попал в ловушку трудоголизма, ведь усилия на глазах конвертировались в осязаемый финансовый результат, но остановиться крайне сложно, есть здесь какой-то азарт, как в спорте. Спустя время я узнал у психолога, что трудоголизм, как и алкоголизм, также является побегом от жизни, с одной лишь разницей – он социально одобряем. Короче говоря, в октябре 2021 года я начисто выгорел, и организм сказал мне «Стоп!». Проблемы с сердцем. Тогда уже я снова начал переосмыслять свою жизнь, ведь раньше я забывал о том, что не буду жить вечно. Работал с психологом, стал меньше работать и больше отдыхать, заново осознавая, что я свободен от необходимости каждый день добывать себе и своей семье деньги на пропитание. Снова стал искать свою золотую середину, баланс в жизни между трудом и досугом.

Одним из шагов на пути к себе подлинному, настоящему, стал переезд в Москву. Здесь меня не узнают на улицах, как везде в Улан-Удэ, не пристают журналисты, не просят консультации. Я сильно снизил активность в соцсетях. Ведь за 4 года любая, даже самая интересная работа может приедаться. Занимаюсь тем, что нравится. Мы с супругой ходим в театры, музеи, на экскурсии, посещаем философский кружок, лекции, книжные клубы, гуляем в парках, бегаем. Читаем книги без передышки, как для самообразования, так и для развлечения. Работаю я теперь дозированно, только утром и днем, а вечером и в выходные обязательно отдыхаю. Интересный момент: в ноябре в одной книге я нашел простой прием, как избавиться от сердечной аритмии. Я страдал от нее целый год, а исчезла она за один день. Проблема была в голове.

Последней каплей перед осознанием, что я уже не пенсионер, послужила беседа Володи Жокова с Игорем Шимко, где Игорь совершенно справедливо заметил, что и я, и Саша Бабинцев, занимаемся неким самообманом, называя себя ранними пенсионерами. Причем это не обман кого-то (у меня есть достаточный капитал, чтобы больше не работать никогда), а, скорее, самообман. Не будь мы блогерами, не занимайся мы образовательной деятельностью, о нашей пенсии никто бы не узнал. Самостоятельный пенсионер – это скорее часть имиджа, образ мечты для многих, когда наличие капитала позволяет не работать за кусок хлеба. Именно эта мечта так притягательна для людей.

Однако ранняя пенсия – это возможность не работать, но не обязанность. И она может послужить не только счастливым концом, завершением трудового пути, а ступенькой к новым вершинам, причем совершенно в иных сферах жизни, когда занимаешься тем, в чем видишь больший смысл, и где считаешь, что можешь достигнуть максимальной самореализации. Ранняя пенсия – это драгоценное время, которое можешь потратить на не слишком важные с точки зрения окружающих дела, но эти дела – самые важные в жизни для себя самого. Когда тебе всего 35-45 лет, ты спокойно можешь отдохнуть, научиться наслаждаться жизнью, хорошенько подумать о смысле жизни и выбрать, куда идти дальше.

Действительно, не совсем справедливо называть и считать себя пенсионером, когда трудишься иногда намного больше других. Писательский труд – это не только прямые затраты времени, когда сидишь и пишешь, но и косвенные, когда днем, во время повседневных дел, мозг часто занят обдумыванием новых текстов. В открытом доступе я пишу меньше, чем раньше, но сейчас больше внимания уделяю работе в закрытом Премиум-клубе. Курсы перевожу в формат видеозаписей, их количество снижаю до комфортного мне уровня. Книгу писать не хочу, так как мне пока нечего сказать читателям. Хотелось бы вообще исчезнуть из публичного пространства, когда-нибудь я сделаю это.

А пока продолжаю заниматься любимым делом и держу в уме, что в любой момент могу вернуться на пенсию, когда захочу. На данный момент я считаю себя предпринимателем и писателем. Ну и инвестором, естественно, хотя в традиционном представлении сложно причислять себя к профессии, которой непосредственно занимаешься несколько часов в год. Надеюсь, вы почерпнули из этой статьи что-то полезное для себя, потратив несколько минут своего времени не зря. Буду рад вашим реакциям и обратной связи!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *