В своей нашумевшей статье о геймификации инвестирования я выделил две причины, почему биржа для многих остается игрой: человеческое (слишком человеческое, да, бывает и такое) поведение и низкая финансовая грамотность. И в качестве вывода привел слова Чарли Мангера: «Учить молодежь активно торговать акциями — все равно что подсаживать их на героин».
Кто-то скажет, что Александр душнит, выступая против игр вообще, типа «что за детский сад, это не бирюльки», и становясь похожим на очень делового человека из «Маленького принца» Экзюпери: «У меня столько работы! Я человек серьезный…»
Тем, кому душно, приоткрою форточку. Геймификация – это объективно существующий мировой тренд, с которым глупо спорить. В наш информационно перенасыщенный век людям все труднее удерживать внимание и концентрацию, поэтому, чтобы они не скучали, игры внедряются везде: в образовании (игровое обучение детей и взрослых), в маркетинге (бонусы и баллы), в работе (превращение рутинных задач в многоступенчатую игру с ачивками и прокачкой персонажа). Игры повышают вовлеченность и позволяют получать удовольствие от процесса.
Поэтому надо признать, что все люди на Земле заняты своими играми, только разного порядка. Есть геополитические игры, в которых полем выступает весь мир, счет идет на миллиарды жизней и триллионы денег, а окончания не будет никогда. Есть маленькие игры, когда кто-то обманывает себя и утром выбирает поспать вместо запланированной вчера пробежки.
Стороннему человеку кажется, что политики играют внутри электорального цикла, спортсмены – внутри олимпийского цикла, а похудение всегда должно происходить с весны до пляжного сезона. На самом же деле, дальновидные люди готовят свой успех заранее, тщательно и системно, причем подготовка скрыта от посторонних глаз, как подводная часть айсберга. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» как раз об этом.
Исходя из базового понимания, что дальновидность присуща не всем, и люди вообще-то разные, можно прийти к выводу, что игр существует бесконечное множество. Одно из главных различий игр – их временные интервалы. Каждый человек может быть одновременно очень долгосрочным игроком, если ходит на одну и ту же работу 20-30 лет, и очень краткосрочным, съедая еще один бургер на ночь и страдая от переедания и мук совести назавтра. Религиозный человек может видеть впереди вечность, для атеиста мир может заканчиваться с его смертью, впрочем, так бывает не всегда. Коллективисты ощущают себя составной частью народа, родной земли, потому их игра длиннее.
Игры в инвестировании также различаются сроками. Подавляющее большинство участников фондового рынка играют в игру, ограниченную весьма коротким временем: день, неделя, месяц, как максимум год.
В этой парадигме покупка акций на IPO за 10 рублей и продажа в первый день торгов за 15 рублей – это вполне разумная стратегия для игроков с коротким горизонтом. Здесь фундаментальная оценка акций, все эти мультипликаторы P/E, P/B, EV/EBITDA, дивидендная доходность и перспективы бизнеса на годы вперед, абсолютно не имеют значения. Какая разница, за 10, 20 или 50 годовых прибылей покупаешь бизнес сегодня, если завтра есть шанс продать его в полтора раза дороже?
Конечно, статистика говорит, что быстрые заработки случаются не во всех IPO, а долгосрочные вложения в IPO большей частью глубоко убыточны. Однако я не смею отбирать у людей мечту о выигрыше в подобного рода лотереях и говорить, что все они ошибаются. Они правы в своей игре.
Аналогично ведут себя люди в периоды рыночных бумов, таких, как американские «доткомы» в конце 90-х или мировой пузырь накануне кризиса 2008 г. В России вспоминаются недавние мини-бумы осени 2021 г. и весны 2024 г., когда массы вдруг забывают о фундаментальном анализе и покупают всякое фуфло типа Сегежи с надеждой, что «путет выше». В этих играх основным условием для победы является верное предсказание поведения остальных ее участников. Игроку необходимо проанализировать или угадать, куда все побегут, войти в актив в начале массовой тенденции и отдать его следующему игроку. Каждый стремится оказаться первым, и никто – последним. И хорошо было бы, если участники четко понимали правила своей игры и следовали им.
Однако хуже всего путаница в головах, когда акции покупаются якобы из-за того, что “прибыль выросла на 50%” или “P/E упал до 4”, а потом продаются, потому что “цена выросла на 20%”. Со стороны такое смешение игровых стратегий выглядит, мягко говоря, странным и говорит только об одном – отсутствии всяких стратегий. Именно с этого момента стартует скользкая дорожка к неизбежной потере капитала.
Моя игра не ограничена коротким периодом времени. Мне все равно, на какой процент вырастет мой капитал даже за год, не говоря уже о месяцах. На горизонте нескольких лет фондовый рынок освобождается от влияния информационного шума и эмоций краткосрочных игроков и становится зависимым от значимых сигналов, образуемых финансовыми и операционными показателями бизнеса. В этой игре фундаментальный анализ выходит на первый план и дает мне существенные преимущества перед остальными игроками, которые по каким-то причинам не способны к играм такой продолжительности. Здесь покупка дорогих акций за 20-30 прибылей вместо дешевых за 3-4 прибыли грозит глобальной катастрофой для капитала. Мне остается лишь следовать своей стратегии и не путать игры, повторяя глупости за другими.
В пределе, игра долгосрочного инвестора может быть вообще не ограничена никакими сроками, если капитал переживает своего создателя. Ведь зачем продолжает инвестировать 94-летний Баффет, если он, по мнению многих, уже выиграл все, что можно представить?
Так что я предпочитаю бесконечные игры, которые не имеют определенной конечной точки. В них удовольствие получаешь не от результата, а от самого процесса. Мне нравится бег, не минуты и места на финише, а радость движения и наблюдение за окружающим миром. Нравится готовить еду, не ради похвалы едоков (хотя тоже приятно), а как медитация, созидание чего-то целого из отдельных ингредиентов. Нравится ловить идеи, летающие в воздухе, и заключать их в стройные тексты, разъясняющие их смысл не только читателям, но и себе самому.
Инвестирование для меня – очень длинная игра, в которой моя задача – не максимизировать прибыль в ограниченный срок, а оставаться в игре по возможности долго и избегать единовременного фатального проигрыша. Как показывает опыт предыдущих поколений, обычно этого достаточно для жизни, в которой вы не думаете о деньгах больше, чем хотелось бы. Естественно, не забывая о том, что жизнь наша не бесконечна, и стоит радоваться ей уже сейчас, а не когда станет слишком поздно.
В какую игру играть – решение всегда за вами. В наше прекрасное время всех не построишь по одной линейке, каждый вправе выбирать то, что ему по душе. Только, пожалуйста, не играйте в чужие игры. И помните, что хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Добавить комментарий