О простых ответах на сложные вопросы

Есть такая армейская аксиома: «Любой приказ, который может быть понят неправильно, будет понят неправильно».

Со стороны она выглядит смешно, но тем, кто столкнулся с реальными последствиями неоднозначных толкований, уже не до шуток.

На фондовом рынке такая история приключилась со словами Питера Линча, легендарного управляющего инвестиционным фондом Fidelity Magellan, который в течение 13 лет руководства фондом обеспечил потрясающую среднюю доходность 29,2% годовых.

Еще в 80-х годах прошлого века за успешным инвестором охотились журналисты с расспросами, как ему удается регулярно находить на рынке «иксы» – компании, акции которых после покупки приносили многократную прибыль, вырастая в десятки и сотни раз. Линч рассказывал, как, к примеру, его супруге нравилось покупать в каком-то магазине дешевые и прочные колготки, он купил акции этого магазина, которые в дальнейшем принесли баснословную прибыль. Или он сходил в ресторан по соседству, высоко оценил еду и обслуживание, и вложился в акции ресторана, подорожавшие вскоре на 500 или 1000%.

Казалось бы, что может быть проще? Классный товар или услуга, множество довольных клиентов – вот, собственно, и все, что надо инвестору для принятия решений. Именно так родился самый популярный миф имени Питера Линча: «Покупай то, что тебе нравится как потребителю, и не прогадаешь!»

Миф оказался настолько живуч, что спустя четыре десятилетия, когда благодаря невиданному росту благосостояния и развитию технологий инвестирование стало доступным для миллиардов людей на планете, его влияние выросло многократно. Причина в том, что этот миф эксплуатирует большую дырку в мышлении человека, называемую в науке эвристика доступности или сдвиг к доступности (availability bias). Смысл эвристики в том, что на сложный вопрос люди всегда хотят найти простой ответ.

Этим и объясняется популярность среди российских инвесторов  таких компаний, как Детский мир, Яндекс, Тинькофф, МТС, Facebook (запрещен в РФ), Apple, Tesla, Google, McDonalds и т.д. Почему именно этих? Просто у них много потребителей, и инвестор, размышляя о покупке акций, отвечает на простой, но неправильный вопрос: «Нравятся ли мне эти товары и услуги?» вместо сложного, но верного: «Выгодно ли мне сейчас стать совладельцем этого бизнеса?»

Между тем, еще в 1989 году «автор» мифа в своей книге «Метод Питера Линча» писал:

«…одну мою мысль неправильно поняли. Питер Линч никогда не рекомендовал покупать акции вашего любимого магазина только потому, что вам нравится там делать покупки. Не следует также покупать акции компании-производителя, потому что она выпускает ваш любимый продукт, или акции ресторана, потому вам нравятся его блюда. Если вам понравился магазин, продукт или ресторан, это хороший повод заинтересоваться компанией и добавить ее в список для изучения и анализа, но этого мало для покупки акций! Никогда не вкладывайте деньги в компанию до тех пор, пока вы не собрали информации о ее перспективах, финансовом положении, конкурентной позиции, планах расширения и т.п.»

К сожалению, это разъяснение уже не догнало стремительно улетевшее в народ упрощенное и потому неверное толкование, которое с удовольствием подхватила и использует в своих корыстных интересах финансовая индустрия со всеми своими журналистами, аналитиками, блогерами и прочими писаками. И всех все устраивает. Инвесторы думают, что выгодно инвестируют. Индустрия стрижет с них деньги. И волки сыты, и овцы пока еще целы. Зачем что-то менять?

И все же выход есть. Не уподобляйтесь большинству, избегайте упрощений. Знания об ошибках мышления инвесторов вкупе с внимательным изучением бизнеса могут принести вам стабильные успехи в инвестировании.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *