С 1973 года министерство морского флота СССР самостоятельно закупало грузовые суда в лизинг. 15-летний опыт приобретения и эксплуатации более 100 судов оказался успешным, и в 1988 г. было создано Акционерное коммерческое предприятие «Советский коммерческий флот». В 1995-м слово «Советский» в наименовании заменили на «Современный».
До размещения акций на Московской бирже в 2020 г. ПАО «Совкомфлот» полностью принадлежал Российской Федерации. В ходе IPO государство не продавало свой пакет, инвесторы покупали допэмиссию – новые специально выпущенные акции по цене 105 руб за штуку. Сейчас правительство владеет 82,8% акций, а 17,2% находятся в свободном обращении. Это группа компаний, в состав которой также входит «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»). Специализация – перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа.
Мировой рынок морских перевозок традиционно непрозрачен и конкурентен, поэтому Совкомфлот не мог похвастаться сверхдоходами и имел внушительный долг. В последние 8 лет годовая прибыль ни разу не превышала 21,7 млрд руб., регулярными были скачки из плюса в минус и обратно. Среднее значение за этот период – 10,8 млрд.
В 2022 г. санкции и попытки стран Запада изолировать Россию от остального мира изменили многое. Ранее имевший стратегическое значение, поэтому так долго не приватизировавшийся Совкомфлот стал критически важен для обеспечения экспорта энергоресурсов. Морские связи с Россией стали «токсичными» для иностранцев из-за роста рисков, а значит более доходными для национальных перевозчиков. К тому же, значительные финансовые ресурсы были направлены государством и частным бизнесом на формирование теневого танкерного флота. Естественно, подробная информация об этом не раскрывается.
Новая постсанкционная реальность принесла Совкомфлоту рост цен и объемов перевозок, что находит отражение в финансовых показателях. Начиная с 4 квартала 2022 г. квартальная прибыль перешла в диапазон 15,8-20,8 млрд. Компания успешно пользуется конъюнктурой рынка, быстро сокращая чистый долг.
Чистая прибыль МСФО за 2023 год = 77 млрд руб (33 руб на акцию). Скорректированная для расчета дивидендов прибыль – 83,5 млрд руб.
Хотя в дивидендной политике указан минимальный коэффициент выплат 25% ЧП МСФО, компания традиционно платит 50% скорректированной ЧП. Прошлогодний дивиденд составил 41,8 млрд руб (17,59 руб на акцию). Дивидендная доходность-2023 = 17,7%.
В июне жути на инвесторов нагнали новые санкции против Совкомфлота, однако вскоре в интернете появилась информация, что Россия после успешного создания нефтяного теневого флота приступает к созданию газового аналога, так что без работы рассматриваемый нами бизнес не останется.
Отчет МСФО за 1 полугодие 2024 г. показал скорректированную чистую прибыль 31,5 млрд руб. Минус 26% год к году, но значительно выше многолетнего тренда.
Текущая капитализация на 02.10.2024 г. при цене акций 99 руб = 235 млрд руб., что дает текущий P/E = 3,7.
Потенциальный промежуточный дивиденд = 6,6 руб., годовой может составить 13 руб. Форвардная дивидендная доходность-2024 = 13,1%.
Небольшой пакет акций Совкомфлота в моем портфеле имеется и покидать его не собирается. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Вся аналитика на сайте собрана здесь.
Добавить комментарий