Вопрос подписчика: “У вас очень хорошо получается объяснять сложные экономические понятия, писать о разных кризисах в истории и как это влияет / повлияло”
Сразу замечу, что личного участия в описываемых здесь исторических событиях 90-х я не принимал по причине юного возраста и полного отсутствия интереса и понимания, что вообще тогда происходило.
В 1993 году всем гражданам России, включая детей, правительство выдало приватизационные чеки (ваучеры) номиналом 10000 рублей. Цель – создать в стране класс собственников бывшего государственного имущества. Советские лозунги «Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим!» упразднили частную собственность, но 70-летний эксперимент с тотальной национализацией завершился возвращением на круги своя. Идея была хорошая, но ее подвел человеческий фактор. Отношение людей к общему имуществу оказалось хуже, чем к частному.
Мощная рекламная кампания прямым текстом призывала граждан обменивать ваучеры на акции крупнейших российских предприятий на приватизационных аукционах, чтобы становиться их собственниками, получать дивиденды, получать выгоду от роста курсов акций. В качестве образа реклама обещала, что через несколько лет на деньги от одного вложенного в акции ваучера каждый сможет купить автомашину «Волга» – предел мечтаний простого советского человека.
Зачем это надо было государству? Дело в том, что опорой любого строя служит класс граждан, которые живут хорошо и довольны властью. Их устраивает существующее положение и стабильность. Им есть, что терять, поэтому они, в отличие от люмпенов, не лезут на баррикады при первой же смуте. Таким образом, наличие собственности в руках больших народных масс предохраняет общество от радикализации, что подтверждает опыт 1917 года.
Да, идея была хорошая, но снова подвел человек. Люди оказались абсолютно не готовы к грамотному распоряжению подарком от государства. Чтобы вы лучше понимали те времена, напомню, что тогда в телевизоре и в умах народа царили Чумак, Кашпировский и Джуна, а со стартом приватизации там поселился МММ с Леней Голубковым. То есть тогда многое было не таким, как сейчас.
Тотальная финансовая безграмотность привела к тому, что часть людей предпочли журавлю в небе синицу в руке, просто продав ваучеры на рынке, мгновенно получив наличные и купив на них продукты. И водку, конечно. Чуть более дальновидные люди лучше уловили суть приватизации и решили разумнее вложить ваучеры. Но их, как Буратино, тут же приняли в крепкие объятья современные лисы Алисы и коты Базилио в лице финансовых пирамид, называвшихся тогда чековыми инвестиционными фондами.
В числе этих Буратин оказалась моя семья. Я был 18-летним студентом филфака и о финансовом рынке не знал ничего, а мама на 4 ваучера купила паи ЧИФ «Гермес», который благополучно обанкротился. История типичная для миллионов наших сограждан. МММ, Хопер-Инвест, Русский дом Селенга, Властилина. Все эти до боли знакомые названия, собственно, и были для россиян в 90-е годы тем самым «фондовым рынком», от которого они по старой привычке шарахаются до сих пор.
Вообще ЧИФы что-то инвестировали в акции, но в основном лишь для прикрытия. Большинство их создателей украли все деньги, некоторые просто потратили, но Сергей Мавроди почему-то стал народным героем типа Робин Гуда, устроив гигантский тотализатор МММ, безумно полюбившийся россиянам.
Если одни продавали ваучеры или вкладывали их в пирамиды, то другие покупали. Сказочно обогатились те, кто на тот момент владел нужными знаниями и ресурсами. Ваучеры скупали директора предприятий, предприниматели, банкиры и финансисты. На чековых аукционах они обменивали их на акции, которые в дальнейшем либо аккумулировали для получения контроля, либо перепродавали. В народе бытует мнение, что выгоду от приватизации получили только нехорошие капиталисты-олигархи.
Однако это не так. Когда я с 2002 по 2016 годы работал в банке, ко мне приходили сотни людей со старыми потрепанными сертификатами, оформленными еще в середине 90-х годов. Многие из них подтверждали право собственности на паи ЧИФов. Их я отправлял в Федеральную комиссию по ценным бумагам, где занимались обманутыми вкладчиками.
Но немало людей приносили выписки из реестра акционеров. Это были настоящие акционеры, которые многие годы получали дивиденды по почте и не торопились продавать акции. Мы помогали им вывести акции на биржу и продать по более высокой, чем им предлагали на месте, цене. И эти акционеры получали деньги, которых кому-то вполне хватало на автомобили и даже квартиры.
Как им это удалось? Конечно, я общался с клиентами, узнавал их историю. В большинстве своем они были сотрудниками приватизируемых предприятий. Им хватило ума не поддаться на предложения о продаже акций и терпения забыть о них на долгие годы. Приходили несколько человек, которые сознательно скупали ваучеры на рынках и ходили на разные аукционы. Кстати, была пара олигархов местного масштаба, которые за проданные с нашей помощью акции получали в кассе деньги и увозили их в спортивных сумках. Однако большинство пришедших акционеров – вполне простые люди, которые ничем особенным от нас с вами не отличаются.
Пока это все, что я имею рассказать вам о приватизации. Конечно, хотелось бы сесть в машину времени, вернуться в 1994 год и распорядиться своим ваучером как-то получше. Но пока машина не изобретена, пользуюсь теми возможностями инвестирования, которые есть сейчас.
Добавить комментарий