Инфобизнес и инфоцыгане

Будучи филологом по первому образованию, я всегда обращаю внимание на историю и значение терминов.

Информационный бизнес – продажа информации, знаний и навыков. Сейчас это целая отрасль экономики, которая зародилась в западных странах в 60-х годах XX века и набрала мощь лет через 20-30. Обратите внимание, что инфобизнес приходит туда, где появляется платежеспособный спрос. То есть его развитие – косвенный признак наличия у людей денег.

Волна бурного роста российской экономики в начале XXI века принесла популярность пионерам инфобизнеса в нашей стране. Самым известным из них стал Андрей Парабеллум, из школы которого вышли Николай Мрочковский, проект «Бизнес-Молодость» (лучший ученик – Аяз Шабутдинов) и множество других.

Методы работы Парабеллума и его последователей оказались настолько спорными, что слово «инфобизнесмен» стало ругательством. Агрессивная реклама с обещаниями сладкой безбедной жизни при минимуме усилий, жесткий психологический прессинг, низкокачественные знания и огромные цены. Все это – признаки незрелого рынка, так называемые «детские болезни». Клиентам вскоре становится понятно, что их «надули». Однако горе-тренеры легко находят новых клиентов. Так возник термин «инфоцыгане».

Инфоцыганами в России называют «продавцов воздуха» – людей, которые выдают себя за экспертов и продают очень скромные или вообще «липовые» знания за немалые деньги. Способов продажи масса – семинары, тренинги, курсы, наставничество. С развитием технологий и пандемией наиболее популярны онлайн-каналы продвижения. Интернет не имеет границ, сейчас можно найти клиентов в любой точке мира, находясь в другом конце света. И «горе-тренерам» легко избежать ответственности за некачественную услугу, ведь физически добраться до них проблематично.

Чем же провинились настоящие цыгане? Их предки, родом из Индии, расселились по миру около 1000 лет назад и не создали своего государства. Как и евреи, на протяжении веков они кочевали и заняли свою нишу – ремесло (работа с железом и деревом) и развлечения (цирк, песни, танцы). В результате гонений со стороны оседлых народов отдельные цыгане криминализировались и стали промышлять мошенничеством и грабежами. Так возник миф о «нехороших цыганах». Как всегда, люди по принципу «свой-чужой» переносят негативное мнение об отдельных людях на весь народ.

К примеру, когда в России преступление совершает выходец из Рязани или Хабаровска, об этом не сообщается ничего, потому что он свой. А если преступник из Узбекистана, то обязательно упоминается его национальность, и у людей возникает впечатление, что среди узбеков много преступников. Хотя на самом деле статистика это не подтверждает.

Согласитесь, странно, что есть инфоцыгане, но нет инфобурятов, инфорусских или, к примеру, инфоевреев. Хотя мы знаем, что последователи Остапа Бендера есть во всех уголках мира, пока люди хотят верить в «волшебные таблетки успеха». И цыганский народ тут абсолютно ни при чем. Поэтому для недобросовестных инфобизнесменов я бы предпочел термин «инфожулики».

Как же понять разницу между самозванцами и настоящими экспертами? Чьи знания обладают реальной ценностью и приносят пользу клиентам, а кто «льет воду» и продает «пустышки»?

Увы, для тех, кто не обладает даже начальными знаниями в какой-либо сфере, эта задача практически невыполнима. К примеру, выявить шарлатана от медицины могут только опытные врачи. За минуту. Непрофессионалам же остается надеяться на мнение экспертов.

К сожалению, в последние десятилетия общество стремительно деградирует: люди переходят от серьезного познавательного контента (книг) к развлекательному (интернет, социальные сети, кино). Книги тренируют мозг, заставляя его расшифровывать текст и создавать образы. Развлечения приносят лишь удовольствие без практической пользы. В результате человек отвыкает мыслить критически, сопоставляя и анализируя факты. Все полагаются на каких-то экспертов. Но выдать себя за эксперта сейчас может любой.

Когда я захотел передавать свои знания и опыт в инвестициях людям, я, как новичок в этой сфере, начал изучать рынок. Сначала я был восхищен блогерами, которые пишут вполне разумные вещи и набирают в Инстаграме аудитории в сотни тысяч. Однако стоило мне посмотреть их прямые эфиры, у меня волосы на голове стали дыбом! Как? Неужели эти «инвесторы» могут научить людей чему-то толковому? Они же абсолютно непрофессиональны!

Я тогда вспомнил отличную мысль из фильма «Побег из Шоушенка»: можно возмущаться и остаться в стороне, так ничего и не изменив, а можно делать, шаг за шагом меняя окружающую реальность к лучшему. Возможно, ничего не получится, но попытаться стоит всегда. Так я начал вести собственный блог, где даю людям реальную картину мира финансов и инвестиций, исходя из собственного скромного опыта за 20 лет на рынке. Вроде неплохо получается.

Итак, что делать?

Я предлагаю вам признаки, по которым я отличаю экспертов в той или иной области. Через эти фильтры пройдут немногие:

  1. Квалификация: изучите и проверьте дипломы, аттестаты о высшем и дополнительном образовании в их профессиональной сфере.
  2. Опыт: узнайте факты биографии, карьерные этапы в разных компаниях и бизнесах.
  3. Личные достижения: не смотрите на вторичные признаки богатства в виде дорогих часов, костюмов и машин. Все это пыль в глаза. Разведенные или одинокие психологи, нутрициологи с лишним весом, инвесторы, которые сами никуда не инвестируют, должны вас насторожить. Ищите, чего человек сам добился в своей профессиональной сфере.
  4. История: пролистайте ленту соцсетей вверх, пообщайтесь с знакомыми. Те, кто легко и часто меняют направление своего инфобизнеса, обычно занимаются всего лишь монетизацией своей популярности. Как правило, это артисты, телезвезды, спортсмены, люди искусства, в общем, шоумены. Имея крупную аудиторию, которая им доверяет, они учат печь тортики, проводят марафоны желаний, обучают нумерологии и прочей магии.

Ничего плохого в этом не вижу. Как говорит Будда, каждый человек – твой учитель. Даже скромными знаниями можно и нужно делиться, если они принесут пользу людям. Но это все «цветочки». Хуже всего, когда «инстазвезды» собирают деньги в откровенно мошеннические проекты, пользуясь доверием людей. Аудитория уже через пару месяцев забывает, как их кумир «кинул» простачков, и снова готова к новым предложениям.

Да, рыба ищет, где глубже, а человек где лучше. Однако вряд ли можно считать экспертом того, кто постоянно «прыгает» из одной сферы в другую. Я отношусь с доверием к тем, кто много лет подряд настойчиво копает в одном направлении. Только 10 тысяч часов делают чудеса.

Вообще, отнеситесь критически ко всему, что говорит и пишет эксперт.

Проверяйте факты в других источниках. Ищите отрицательные отзывы, а не только истории успеха учеников, которые «эксперты» могут легко выбрать из многих тысяч неудач и публиковать только их. Анализируйте, сомневайтесь, не верьте никому просто так.

Засилье жуликов и самозванцев вполне логично привело к тому, что многие люди стали “грести всех под одну гребенку” – считать проходимцами всех предпринимателей в инфобизнесе. Как тех же цыган, далеко не все из которых преступники. Однако, посмотрев плохой фильм, вы же не станете утверждать, что хороших фильмов вообще не существует.

Не все люди, предлагающие свои услуги в сфере образования, – недобросовестные. Есть и много настоящих профи, которые обладают крайне ценными знаниями и умеют передать их ученикам.

Со временем люди научатся понимать, кто настоящий эксперт, кому доверять можно и нужно, чьи знания реально полезны. А инфожулики уйдут с рынка или их станет меньше.

Надо отметить, что проблемы инфобизнеса не только в непрофессиональных или жуликоватых преподавателях, но и в их клиентах. Иногда содержание продукта неплохое, хоть и начального уровня, но теорию обязательно нужно применять на практике. Превращать знания в навыки. А вот этого делать далеко не всем хочется. Проще обвинить кого-то в том, что ничего не получилось, нежели винить себя. И пойти искать новую “волшебную таблетку”. А таких искателей сейчас немало…

Инфобизнес когда-то обязательно повзрослеет, станет цивилизованнее. Может быть, это случится нескоро, но я остаюсь идеалистом. Верю в светлое будущее и делаю все, что в моих силах, чтобы оно настало.

А вы что думаете обо всем этом? Пишите свое мнение в комментариях.

Размещено от


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *