Почему мы верим всякой фигне?

«Люди, как я заметил, любят мысли, которые не заставляют задумываться». Станислав Ежи Лец.

Представьте, что завтра все газеты, телеканалы и сайты не опубликуют ничего, кроме одной строки: «За день ничего значимого в мире не произошло». Ну как, получилось? У меня тоже нет.

Новостная индустрия – это гигантский спрут, опутавший миллионами слов и гигабайтами видео «самой свежей и актуальной» информации все 8 миллиардов человек на нашей с вами планете.

Что случилось? Как мы жили миллионы лет в мире, где новости из одного конца света в другой либо не попадали вообще в течение веков, либо доходили со скоростью пешехода или лошади?

Сейчас кто-то возмутится, но мое мнение таково: практически ничего важного в бесконечном информационном потоке лично для нас, конкретных живых людей, нет. В этом шуме мы все время боимся пропустить значимые сигналы. И этот страх заставляет сутки напролет перелопачивать тонны информации в поисках истины.

Но каковы шансы? Давайте представим себя первобытными охотниками-собирателями в джунглях. Идем настороженно. Поле зрения максимально широкое, подмечаем все, ведь в кустах может притаиться опасность. Ищем ягоды, они вкусные, но мелкие, поэтому надо быть очень внимательным.

Собственно, так выглядела вся жизнь наших предков в течение трех миллионов лет. Необходимо было учитывать всю поступающую информацию, лишней не было. Тот, кто игнорировал малейшие сигналы, так никогда и не передал свои гены по эволюционной цепочке. Посмотрите, как пугливы косули в саванне, ведь лучше перебдеть, чем недобдеть. И это оправданное поведение для выживания.

А вот теперь представьте, что прямо перед вашим носом появляются огромные и сладкие ягоды. Естественно, вы не можете пройти мимо и засовываете их внутрь как можно быстрее и больше, ведь когда еще так повезет. Однако вы пропустили самое важное: эти ягоды – яд, ловушка. Досконально зная механизмы работы мозга человека, который не мог измениться за последние 50-100 лет века скорости, технологий и информации, оставшись все тем же мозгом охотника-собирателя, что и десятки тысяч лет назад (как бы вам лично ни хотелось верить в обратное), специально обученные люди используют простые алгоритмы ловли жертв в свои сети.

Кто они? Те, кому это выгодно. Те, кто вам что-то продает. Все, от товаров и услуг до идей и образов. В их числе новостная промышленность, автопроизводители, фармацевтические компании, политики, социальные сети, инфошарлатаны. Короче, проще сказать, кто не продает. Ну и, конечно, финансовая индустрия в лице журналистов, аналитиков, управляющих, брокеров, блогеров и телеграм-каналов.

Против новейших достижений нейромаркетинга у простого человека защиты нет. Сопротивление бесполезно. Наш мозг забит гигантскими объемами шума, в которых тонут нужные нам сигналы (полезные ягоды) и плавают на поверхности ненужные (ядовитые ягоды).

Вот только не стоит строить теории заговора, будто весь мир против вас. Ничего подобного. Просто каждый хочет вкусно кушать, в том числе и вы. Замечу, что абсолютно все взрослые жители Земли имеют опыт продажи своего труда, кто-то более успешно, кто-то нет.

Что делать? Вооружаться знаниями: Как устроен мозг? Где у него слабые места? Как избегать ловушек продавцов и маркетологов?

Если вы сейчас не за столом, прочитайте эти слова:
Бананы   Рвота

Какие мысли у вас возникли? Могу поспорить, что выстроилась логическая цепочка: поели банан – почувствовали себя плохо. Но ведь между двумя словами никакой связи нет.

Дело в том, что наш мозг воспринимает любые факты в виде истории, связанного повествования или, говоря по-научному, нарратива. Первые истории в нашей жизни – детские сказки. Жили-были и так далее. Когда факты намешаны в кучу, нам крайне сложно их понять. А вот когда они нанизаны на нить последовательного повествования, сразу становится легко и просто.

Что значат данные из финансового отчета компании? Почему растут и падают курсы акций и криптовалют? Ждать ли дефолта, деноминации и девальвации? Правильных и вместе с тем простых ответов на эти и другие вопросы нет.

И вот тут-то спешат на помощь сочинители историй – журналисты, блогеры и прочие аналитики, которые «простыми словами объясняют сложные вещи». Ремесло это нехитрое: берешь инфоповод, лепишь из пары-тройки абсолютно нелепых и несвязанных фактов незамысловатый сюжет,  удобряешь его мнением какого-нибудь самоназванного эксперта, и вуаля! Нарратив готов. Правда, он ничего не объясняет, зато людям нравится, так как все вроде понятно.

Например, как вам такое? «Акции взлетели, потому что активизировались покупатели». Если отзеркалить этот бред, то акции рухнули, потому что… Закончите сами. Про волшебную силу «потому что» у меня есть еще одна история, но о ней позже.

Вот эти объясняющие все на свете истории и есть те самые огромные ядовитые ягоды, на которые клюют наивные простаки. Нарративы штампуют профессионалы своего дела, которые точно знают предпочтения людей. Они вас надуют в два счета!

Дело в том, что настоящий анализ многомерен, сложен, требует глубоких знаний, опыта и, что самое главное, внимания. Но современный человек боится многомерности, неопределенности. Мир стремительно развивается, количество информации удваивается каждые несколько лет. Разобраться во всем нашему пещерному мозгу невероятно тяжело. Поэтому мы стремимся к упрощению: читаем по диагонали и не воспринимаем длинные статьи и тем более книги, листаем видео и не можем досмотреть до конца, ищем ответы не там, где надо искать, а там, где проще найти.

Любовь к простым историям – это естественное свойство человеческой природы, которое Нассим Талеб в книге «Черный лебедь» определил как искажение нарратива. Оно проистекает из нашей неспособности рассматривать цепочку фактов, не скрепляя их логической связью. Объяснения объединяют факты друг с другом, помогают их запомнить, придают им больший смысл. И укрепляют нас в иллюзии понимания. Почему? Дело в химии. Неизвестность страшит: при стрессе вырабатывается кортизол. Неизвестность уходит или отступает: радость включает впрыск дофамина. Ради дофамина человек, точнее его животная сущность, готов на все. Правда, дешёвый дофамин в конечном счёте дорого обходится.

“Баги” (ошибки) мозга приводят к тому, что фактически большинство нарративов в нашем мире – ложные. Это пустые объяснения, фальшивки, чушь. Полная фигня. Но у нас нет встроенного детектора чуши, эволюция не предусмотрела технологический расцвет 21 века и не успела нас к нему адаптировать. Вот человечество и купается в море правдоподобных историй, недоумевая, почему в целом понимание мира становится все хуже и хуже.

И все же выход есть. Избегайте ложных нарративов. Ищите те, что ближе к истине, как правило, они сложнее. Создавайте свои истории. Ну да, легко сказать, да трудно сделать, скажете вы. И будете правы. Но я не знаю иного пути. Дорогу осилит идущий.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *