Года три назад одному шустрому господину после моего курса “Разумный инвестор” пришла в голову гениальная бизнес-идея: самому учить людей инвестированию. Неважно, что сам ничего в этом не понимает, зато тема модная, а продавать он умеет что угодно. Подобно Остапу Бенлеру наш герой нашел ещё одного “сына лейтенанта Шмидта”, и уже вдвоём партнёры замутили четкий инфобизнес с торговыми сигналами, инвестклубом и прочими популярными для не слишком взыскательной аудитории приманками вроде пути к миллиону долларов.
Так вот когда я впервые узнал об этом бизнесе, то заинтересовался и зашёл посмотреть, о чем там вещают. И вот услышал дословно такое: “Сегодня мы будем покупать акции Ростелекома, потому что они выросли за последний месяц на 10%”. Дальше слушать я не стал, все и так понятно. Да уж, одни несут чушь, другие – радостно ей внимают. Первых не осуждаю, все хотят кусок хлеба с икрой, вторых не жаль – взрослые люди, сами заслужили. А мне своим делом надо заниматься.
Общепризнанный классик долгосрочного инвестирования Бенджамин Грэм писал: “Никогда не покупайте акции, потому что они выросли, и не продавайте их, потому что они упали”.
Поясню: рыночные котировки ничего не говорят о самом бизнесе, текущие цены отражают лишь мнения участников рынка, большая часть из которых ошибочны. Да, вы правильно прочитали. Если не поняли, прочитайте ещё раз. Большая часть участников рынка ошибается. Точка. Одни бегут не туда, а другие, повинуясь стадному инстинкту, бегут вслед за ними. “Наверное, люди что-то знают, чего не знаю я, значит, и мне туда нужно”.
FOMO (fear of missing out) – страх упущенной выгоды. Вот, что заставляет людей бегать по рынку в поисках бешеных бабок.
Те, кто в силу собственных психологических особенностей, жизненного опыта или необходимых знаний, способен не поддаваться FOMO, имеют гораздо больше шансов достичь успеха в инвестировании на фондовом рынке. Для этого требуется изучать сам бизнес, его историю, операционную деятельность, финансовую отчётность, погрузиться в детали. И только потом смотреть на оценку этого бизнеса рынком, чтобы решить, стоит ли в него вкладываться.
Однако копать глубоко люди ох как не любят, потому с радостью хватают чужие ложные нарративы (истории), пытаясь что-то на этом урвать.
Я вижу свою миссию в составлении подлинных нарративов, объясняющих, что на самом деле происходит в экономике, в бизнесе. К сожалению, отсутствие в сознании людей внятных историй приводит к печальным последствиям не только в моей профильной сфере финансов, но и в политике, истории, да и вообще везде. Тем не менее, делаю, что могу, с тем, что имею, там, где я есть.
⠀
Добавить комментарий