У меня глаз наметанный, этой фразой начинаются столько банальных инвестиционных предложений и идей, что я уже никак на нее не реагирую. Но не всем повезло находиться на финансовом рынке больше двух десятилетий, поэтому стандартные рекламные решения еще не успели примелькаться большинству, и, значит, остаются весьма эффективными. Давайте разбираться, что к чему.
Наверняка вы замечали, как на пешеходном переходе со светофором все дисциплинированно стоят и ждут зеленого человечка, но стоит хотя бы одному рвануть на красный, тут же за ним устремляются другие, как будто кто-то им шепнул на ухо, что уже можно. Совсем под машины не лезут, конечно, глянут по сторонам и все равно бегут, хотя до этого момента никуда не спешили. Если свет глубоко красный, то «перебежчиков» мало, один-два. Если первый торопыга делает первый шаг за 3-5 секунд до зеленого, то почти вся толпа тут же забывает про светофор и дружным строем идет за ним. Остаются ждать единицы, в том числе и я. Если же никто не дергается раньше срока, то движение начинается в полном соответствии с ПДД.
Стадное поведение людей сформировано миллионами лет эволюции. Следование за толпой сидит у нас в генах. Не пошел за другими? Отбился от своих? Значит, опоздаешь к разделу добычи, умрешь от голода, ну или хищники съедят. Всегда в истории было крайне опасно отделяться от коллектива. Только социальность обеспечила человеку выживание и позволила стать царем природы. Эту нашу прошивку невозможно стереть и записать новую.
Еще до нашей эры Аристотель определил человека как социальное животное, а использовать в своих целях эту особенность людей отдельные умные личности научились использовать где-то в каменном веке, создавая первые религии и устраивая первые войны.
В 1936 году на гамбургской верфи был сделан снимок, где Август Ландмессер, хотя и был членом НСДАП, оказался единственным из сотен рабочих, кто не вскинул руку в нацистском приветствии. Дальнейшая его судьба и судьба его семьи предсказуемо стала трагичной. После второй мировой войны человечество задалось вопросом: «А что это было? Почему одни из самых просвещенных народов мира вдруг сошли с ума и устроили такие зверства?»
В поисках ответа американский психолог Соломон Аш в 1951 году провел ряд исследований, в ходе которых испытуемым «подсадные утки», актеры, целой группой настойчиво внушали неверный ответ, например, называя короткую линию длинной и наоборот. Лишь 25% оставались верными собственным ощущениям, а три четверти все же соглашались с большинством, хотя их глаза говорили обратное. Еще один эксперимент с задымлением комнаты, где сидели испытуемые, показал, что люди предпочитают не действовать самостоятельно, а смотреть на других, и 5% группы – это порог, за которым люди начинают автоматически следовать толпе.
Исследования Аша развивали ученые всего мира. В СССР в 1971 году был снят знаменитый фильм “Я и другие», о котором я расскажу подробнее. Справедливости ради надо отметить, что общество меняется. Люди в середине 20 века были намного сплоченнее, сейчас же происходит явный крен в сторону индивидуализма.
Конформизму, или желанию быть частью группы, нравиться и не быть отвергнутым, уверенности в правоте других подвержены все члены общества. В силу пола, возраста, характера есть небольшие отличия, но в целом все. Это нормально и полезно в тех случаях, когда большинство идет в правильном направлении. Однако как узнать, куда нас ведут политики, бизнесмены, журналисты, религиозные деятели, блогеры и прочие лидеры мнений? Может быть, это дудочка крысолова зовет в море? Или это Моисей хочет спасти народ? Или кто-то просто хочет срубить бабла? Как говорят в России, без бутылки не разберешься.
Что же делать? В наш век тотального лицемерия и повсеместной жажды наживы везде полно дерьма, особенно там, где пахнет деньгами, то есть в финансах. Но даже в замусоренном лесу есть лужайки с травой и дивными цветами. Да и лес можно очистить. Поэтому информация о том, как много людей покупают что-то, может быть либо правдой, либо ложью. Даже если правда, подумайте, совпадают ли ваши интересы с интересами источника информации. Зачем он это сообщает? Хочет заработать с вами? Или на вас?
В инвестировании популярность тех или иных финансовых инструментов обычно приводит к избытку покупателей и росту цен на них. Когда актив становится модным, как правило, он уже слишком дорог и не так привлекателен, как раньше. Бежать за кем-то вслед вас никто не заставляет.
Поэтому, если все больше людей вкладываются в нечто (крипту, недвижимость в Эмиратах, акции Сбербанка и Nvidia, фонды Finex, облигации Украины и т.п., нужное подчеркнуть, не инвестрекомендация), для меня это сигнал равнодушно пройти мимо или насторожиться. Хорошие инвестиции не суют вам в нос, они лежат тихонько в тени, их нужно поискать. А на виду, под фонарями, в лучах человеческого внимания находится чаще то, что невыгодно.
В интернете известна такая шутка:
«Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни даже больше не убедят меня, что дерьмо – это вкусно».
Жестко и жизненно. Напоследок подкину вам слова Марка Аврелия, римского императора и по совместительству философа-стоика, из «Размышлений»:
«Это никогда не перестает меня удивлять: все мы любим себя сильнее, чем других, но прислушиваемся к чужому мнению больше, чем к собственному».
Добавить комментарий