Это конспект видео на Youtube-канале. Только тезисы, задача раскрытия темы не ставилась.
Для тех, кто не в курсе: Сергей Минаев, блогер, телеведущий, писатель, автор романа «Духless. Повесть о ненастоящем человеке».
Много умных людей не нужно.
Торговые центры – это храмы новой религии – консюмеризма. Капитализм создал Homo Consumerius.
В 1929 г. в Нью-Йорке женщины-суфражистки (сейчас это феминистки), боровшиеся за избирательные права, прошли маршем с сигаретами в зубах. Акцию «Факелы свободы» организовал Эдвард Бернейс, отец пиара, работавший на American Tobacco. Разгорелся скандал, так как женщины раньше вообще не курили, но именно тогда женское курение вошло в моду и стало массовым.
«Продавать надо не товары, а идеи».
Ги Дебор в книге «Общество спектакля» описал принципы действия, причины и последствия применения технологий рекламы и маркетинга, новый образ жизни и мировоззрения людей в рыночной экономике.
Промышленная революция в Англии вызвала переезд крестьян в города. Те жили сначала экономно, тратя деньги только на еду и лекарства. Бизнес был заинтересован, чтобы они тратили больше. Для этого придумали первые универмаги, поход в которые должен был стать развлечением, приключением, не ради покупок, а ради интереса.
Если продуктов много, их надо отличать. Так возникли бренды.
Производство растет быстрее численности населения. Так за полвека население США выросло в 3 раза, а производство товаров – в 12 раз.
«Потребление – самый короткий путь к счастью». Формируется культ всего нового. Обладание деньгами становится всеобщим мерилом успеха.
Продуктов производят больше, чем потребляют. Отставание потребительской силы от производительной – самая большая проблема. Непроданные товары пойдут на свалку. Необходимо убедить людей потреблять, для этого нужно вырастить потребителя. Появляется пиар.
Бернейс «Пропаганда»: «Пиар – способ сформировать определенное поведение у людей. Предложение товаров должно сформировать определенный спрос с помощью пропаганды и рекламы»
Как вырастить потребителя:
- Отучить от бережливости – «живи моментом», «жизнь коротка».
- Зависть подпитывает экономический прогресс.
- Замена старых потребностей новыми. Полного удовлетворения потребностей просто не должно существовать.
- Научить жить в долг: займы, кредиты.
Задача рекламщиков – сделать товары необходимыми для будущих покупателей.
Покупая товар в рассрочку, покупатель должен чувствовать, что вырос в собственных глазах и социальном плане. «Продавая пылесос – продаешь статус».
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»: Потребление должно стать образом жизни. Эту идею необходимо поместить людям в мозг.
«Запланированное устаревание» – менее качественные товары для скорой замены.
Ты – это то, что ты потребляешь.
Ги Дебор, Жан Бодрийяр «Общество спектакля»: истина, подлинность больше не существуют, вместо них господствуют шоу. Торжество производства и продажи символики. СМИ и бренды выстроили параллельную реальность, спектакль, симулякры.
Торжество бренда над товаром: компании создают в первую очередь бренды, а товары производят где-нибудь в Азии. Например, у Nike затраты на товар – 2%, а бренд, маркетинг и прибыль – 98%.
Бренды даже осваивают субкультуры: Че Гевара, хиппи, готы, панки, K-pop и т.д.
Бренд – это не просто товар, это образ жизни, позиция и совокупность жизненных ценностей.
Экономика впечатлений.
Раньше люди сравнивали себя с Джонсами, с 80-х годов вошло в норму сравнение с высшим обществом. 1984 год – Олимпийские игры в США. 1985 год – кампания Nike с Майклом Джорданом. Затем MTV. Бренды и поп-звезды становятся единым целым. Звезды сами стали СМИ. Экономические причины таковы: тогда США снизили налоги корпораций и урезали социальные расходы. Некоммерческий сектор стал искать деньги, и возникло спонсорство.
Джон Сибрук «Nobrow. Культура маркетинга или маркетинг культуры»: пришла культура безвкусия. Вкус – это кастовость, выражение себя.
Энди Уорхол: нет ничего важнее хайпа, в будущем каждый получит свои 15 минут славы.
Наоми Кляйн «No logo»: нам продают эмоции, стиль поведения, об этом говорят истории McDonalds, Walmart, Starbucks. Фильм «Идиократия». Товар не может быть просто товаром. Получи детей – получишь рынок в будущем. Все отличия – лишь видимость. Свобода и многообразие сводится лишь к выбору брендов. Бренды убили свободу личности.
Реальность, в которой мы живем, похожа на оккупацию. Нас оккупировали, как нацисты оккупировали Норвегию и Францию во время Второй мировой войны, но наши оккупанты — коммерсанты.
Наоми Кляйн «Доктрина шока»: Роль правительства в корпоративистском государстве – работать конвейерной лентой при передаче общественных денег в частные руки.
Политика – это тоже товар, шоу. Товаром может быть что угодно, даже религия. Например, у папы римского тоже есть спонсоры.
Бренд – это философский камень. Сейчас все предлагают «выстроить личный бренд». Зачем? Продавать женскую энергию, бизнес-молодость, счастье.
Егор Летов: «Пластмассовый мир победил. Макет оказался сильней».
Добавить комментарий