«Отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без толку…» – А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Как читатель, одолевший за 40 лет от корки до корки сотни книг, а в последнее время читающий примерно по 30-40 книг в год, я заметил странный эффект: читаешь-читаешь массу литературы, а в голове после прочтения остается крайне мало. Нет, ну кое-что все равно застревает, но подавляющее большинство полученной информации улетучивается в неизвестном направлении. В одно ухо влетело – в другое вылетело. Знакомо?
Конечно, если литература вообще не входит в круг ваших интересов, или вы собираетесь прочесть за всю жизнь одну или четыре книги, то этого эффекта обнаружить не успеете. Но чем больше за плечами прочитанного, тем острее осознаешь, как много времени и сил было потрачено зря.
Я читаю немало как художественной, так и нехудожественной литературы (non-fiction). Понятно, что для «художки» что-то особо запоминать не требуется. Но в силу профессии я больше специализируюсь на non-fiction, где коэффициент запоминания критически важен. На память никогда не жаловался, но когда в поисках информации пролистываю какую-нибудь книгу повторно, то с удивлением обнаруживаю, что текст вроде знакомый, но читается, как в первый раз.
Например, впервые я прочитал «Черного лебедя» Талеба лет 6 назад, затем где-то в прошлом году с огромным интересом прочел повторно, и вот недавно сел изучать этот фундаментальный труд в третий раз.
В чем дело? Оказывается, любой человек, даже самый умный, запоминает от силы 3-5% информации из книг. Представляете? 95% не попадают в долговременную память и исчезают из нашего мозга безвозвратно и навсегда. Как вам такой «потрясающий» КПД?
Конечно, большинству написанного людьми за тысячи лет туда и дорога (я писал о законе Старджона), но как быть с действительно ценными знаниями из книг? Спокойно читать дальше по-прежнему, почти впустую, я не согласился и пошел искать ответы на заданные вопросы.
Кто ищет – тот всегда найдет. Выход все-таки есть.
Поиски ответа на вопрос, как читать с пользой, привели меня к брошюре Сергея Поварнина «Как читать книги». Издана она в 1924 году. Как написал автор в предисловии, это «краткое введение в искусство чтения». Будучи преподавателем философии в университете, Поварнин однажды сделал научный доклад на эту тему, который имел такой огромный успех, что слушатели настояли на его издании в виде книги. Несмотря на солидный возраст, брошюра нисколько не потеряла актуальность. Я прослушал ее в аудиоформате, она есть в интернете в электронном виде, бумажный формат продается во всех книжных магазинах.
Итак, о чем она?
Не всякое чтение, как и еда, полезно для ума. Есть откровенно вредное. Есть и полезное, но его бесцельное и неверное употребление приводит к странным результатам, когда человек многое прочитал, бросает умные цитаты направо и налево, но в голове у него каша без всякой системы и ясности. Еще одним важнейшим следствием неправильного чтения выступает неумение переводить теорию в практику, применять знания в жизни, чтобы качество жизни росло прямо пропорционально количеству прочтенных умных книг.
Искусный читатель должен, если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать. Способ чтения всецело зависит от цели чтения. «Войну и мир» Толстого и теории Эйнштейна не стоит читать одинаково. Кстати, я немного учился скорочтению, но вскоре понял, что пользы от этого модного навыка меньше, чем вреда. Читать лучше медленно, зато с пониманием.
Существуют «низшие» цели чтения: например, убить время, отвлечься от неприятных мыслей, развлечься (выбирая между картишками и книгой), ну а кто-то читает, чтобы просто заснуть. Конечно, это условное определение целей, не стоит их стыдиться, но такое чтение не ставит перед читателем каких-то сложных задач.
В противоположность первым выделим «высшие» цели:
1. Информационная – сбор сведений из книг, газет, журналов и т.д.
2. Воодушевляющая – нравственное воздействие, поднятие настроения, побуждение к действиям.
3. Расширяющее кругозор чтение крупных произведений искусства для изменения или углубления мировоззрения.
4. Чтение для изучения других книг и вопросов.
5. Чтение для самообразования.Способы чтения также различаются. По технике классификация такая: перелистать, пробежаться, просмотреть выборочно, полное чтение без пропусков, но и без особой работы над материалом, и, наконец, чтение с проработкой содержания. Последний способ и есть лучшая школа чтения.
Есть пассивное и активное чтение. При пассивном мы отдаемся на волю автора, смотрим его глазами, живем его мыслями, забывая о своем «я». Пример: стихи любимого автора. При активном мы постоянно осознаем себя, оцениваем автора, соглашаемся с ним или критикуем, делаем выводы. Пример: чтение статьи, с автором которой мы не согласны.
Также выделяют поверхностное и углубленное чтение. Различие в душевной работе над содержанием, которое трудно описать вкратце. Это дело индивидуальное.
Что же даёт метод чтения книг для самообразования, предложенный Поварниным?
По оценкам наших современников, метод позволяет увеличить запоминание с 3-5% до 30-40% содержания, по меньшей мере. Причем запоминание не механическое, а глубокое, осмысленное. Про себя точно не скажу, но с осени прошлого года, когда освоил этот метод и продолжил регулярно его применять, чувствую, что многие книги просто стали частью меня. Прекрасно помню практически каждую мысль. Смело могу назвать освоение метода революцией в своём образовании.
Что конкретно надо делать?
Конспектировать. Либо сразу, делая заметки о мыслях, которые кажутся вам важными и полезными. Либо делая закладки. Либо после первого прочтения возвращаться и заодно с вторым прочтением делать конспект. Мне удобнее третий вариант, но тут кому как понравится.
В результате получается выжимка из книги на нескольких страницах. На первых порах я не умел выделять главное и писал очень много. Например, конспект «Спотыкаясь о счастье» Дэниэла Гилберта занял у меня 23 страницы. Да, есть такие ценные книги, что в них сложно выделить суть, ценным выглядит абсолютно все. Но постепенно мои конспекты становятся более краткими. Кстати, сделал уже их 10-15 штук. На книгу уходит от получаса до 8-10 часов, в среднем, около пары часов.
Идеальный объём конспекта – 2-3 страницы, но, как и к любому идеалу, к нему не стоит стремиться сразу. Идеал, как известно, недостижим. Но уже этого этапа достаточно, чтобы в разы повысить эффективность чтения.
Следующий возможный, уже не обязательный этап – конспект конспекта. Здесь вы можете сократить важнейшие мысли до половины страницы.
Ну и третий этап, доступный лишь мудрейшим, – выразить всю книгу в 1-2-3 фразах. Мне до него еще очень далеко.
Как делать конспект? Ручкой на бумаге. В специальной тетради. Дело в том, что при тыкании в экран смартфона или нажимании кнопок на компьютере мозг не формирует такие же нейронные связи, как при письме рукой. Но если вам это не подходит, ничего страшного в иных способах не вижу.
Ещё полезно писать обзоры книг, подобные этому, так что прямо сейчас я убиваю двух зайцев: делюсь с людьми полезной информацией и заодно структурирую ее для себя.
Также порекомендую перечитывать важные книги спустя несколько лет. Книга не изменится, а вы будете меняться постоянно и воспримете то же самое совершенно иначе. Глубже, полнее, ярче. Если с хорошим человеком вы желаете встречаться не раз, так почему бы не возвращаться к хорошим книгам?
В завершение пожелаю вам побольше «открытий чудных» от чтения! В книгах заключена вся мудрость человечества, пользоваться которой сейчас становится непопулярным. Возможно, оттого и кажется иногда, что мир сходит с ума. Надеюсь, что моя статья окажется для вас полезной. Если считаете нужным, делитесь с друзьями!
Добавить комментарий