Яндекс

Yet another indexer – еще один индексатор. Таково было рабочее название поисковой системы, которую разработали в середине 90-х программисты Аркадий Волож и Илья Сегалович. Длинное название урезали до знакомого нам “Яндекс”. Начинали свой бизнес будущие основатели Яндекса с компании CompTek, занимавшейся автоматизацией рабочих мест и поставкой компьютеров. Сайт yandex.ru был запущен в 1997 году.

Уникальными преимуществами Яндекса стали изначально ориентированный на русский язык алгоритм поиска, минималистичный сайт, революционная контекстная реклама и опытный менеджмент, который на волне интереса к интернету не соблазнился щедрыми предложениями инвесторов и не продал контрольный пакет, как Озон или Рамблер. Яндекс сам по себе приносил мало денег, но держаться на плаву помогал более стабильный CompTek.

В 2000 году Baring Vostok Capital Partners и UFG купили 35,7% акций стартапа за 5,28 млн. долларов. Тогда команда Яндекса состояла из 25 человек, а все данные помещались на одном сервере. В тот год мы узнали знаменитый рекламный лозунг: «Яндекс. Найдется все!»

В следующие годы компания стремительно развивалась: стала лидером российского рынка, в 2003 г. впервые выплатила дивиденды 100 тысяч долларов, в 2005 г. вышла за рубеж, в 2007 г. отказалась от продажи Google, а в 2008 г. вошла в топ-10 поисковиков мира.

Выход на биржу состоялся в 2011 году. Голландская Yandex NV разместила 52,2 млн акций по 25 долларов за штуку на сумму 1,3 млрд долларов. Проданы были и акции действующих акционеров, и новые акции, выпущенные самой компанией. Оценка Яндекса по итогам IPO составила 8 млрд долларов.

С целью защиты от недружественного поглощения Яндекс сформировал сложную структуру акционерного капитала: торгующиеся на бирже акции класса А с 1 голосом, находящиеся в руках основателей и сотрудников акции класса В с 10 голосами и одна «приоритетная» акция с правом вето. 88% всех акций находятся в свободном обращении. Остальные 12% обеспечивают 51,7% голосов на собрании акционеров. 45% голосов – у семейного траста Аркадия Воложа.

Яндекс – одна из самых успешных и быстрорастущих технологических компаний мира. За последние 5 лет выручка выросла в 5 раз, за 11 лет с момента IPO – в 26 раз. Однако «ахиллесовой пятой» всех IT-гигантов являются проблемы роста. На этапе первичного расширения принято жертвовать прибыльностью ради большей доли рынка. Поэтому EBITDA после IPO увеличилась лишь в 5 раз, а чистая прибыль – всего в 2 раза.

Выручка за 2022 год немаленькая – 521,7 млрд руб. Правда, чистая прибыль на ее фоне не блещет – 10,8 млрд руб. А теперь сравним ее с капитализацией на 23.11.2023 г. – 938 млрд руб. P/E = 938/10,8=86 (!) Представьте себе, понадобится целых 86 лет, чтобы вложения в Яндекс окупились чистой прибылью.

Однако абсолютно все акционеры компании уверены в том, что знаменатель в коэффициенте P/E (прибыль) будет быстро расти. Отчасти они правы: прибыль за 9 месяцев 2023 года составила 15,6 млрд руб, при сохранении набранной динамики за год Яндекс заработает около 21 млрд руб, значит форвардный P/E = 45. Уже не так много. И все же такой огромный аванс на будущее оправдан лишь в том случае, если Яндекс вскоре будет зарабатывать сотни миллиардов рублей. Верите в такое будущее? Ну, если сильно захотеть, я тоже смогу поверить. Но для инвестирования одной веры мало, тут ещё с факторами вероятности и времени работать надо. В общем, комплексно.

Безусловно, это замечательно, что компания активно инвестирует в развитие: капитальные вложения стабильно превышают операционный денежный поток, однако FCF стабильно отрицательный. Поэтому дивидендов Яндекс с момента выхода на биржу не платил ни разу. А с 2022 года голландская прописка не даст выплатить при всем желании.

Аркадий Волож, живущий в Израиле, попал под санкции и пытается от них избавиться, разделив российский и зарубежный бизнес Яндекса и продав ставший для него токсичным бизнес в России местным инвесторам. Переговоры идут уже больше года, стороны не могут сойтись в цене: Волож хочет больше, покупатели – меньше, вроде бы обычная коммерческая история, но стратегическое значение Яндекса для страны придаёт сделке политические аспекты

Итог: Яндекс прочно вошел в жизнь россиян. Его сервисами пользуется каждый из нас. Для своих клиентов предоставляет великолепные продукты. Понимаю, что именно это и привлекает инвесторов, доверяющих до боли знакомому бренду, желающих к нему приобщиться и зарабатывать вместе с ним на каждой доставке пиццы, поездке в такси и поисковом запросе в интернете.

Однако трансформировать лидирующие позиции на рынке и огромные обороты в существенную прибыль для акционеров – задача даже не завтрашнего дня. Над этим компании предстоит работать ещё долгие годы. Когда будет виден результат, тогда и посмотрим. Я же для покупки бизнеса с такой долгой окупаемостью слишком стар. Поэтому этот поезд пропускаю. Других предостаточно.

Про другие скоро узнаете на курсе “Разумный инвестор”.

Размещено от


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *