Yet another indexer – еще один индексатор. Таково было рабочее название поисковой системы, которую разработали в середине 90-х программисты Аркадий Волож и Илья Сегалович. Длинное название урезали до знакомого нам “Яндекс”. Начинали свой бизнес будущие основатели Яндекса с компании CompTek, занимавшейся автоматизацией рабочих мест и поставкой компьютеров. Сайт yandex.ru был запущен в 1997 году.
Уникальными преимуществами Яндекса стали изначально ориентированный на русский язык алгоритм поиска, минималистичный сайт, революционная контекстная реклама и опытный менеджмент, который на волне интереса к интернету не соблазнился щедрыми предложениями инвесторов и не продал контрольный пакет, как Озон или Рамблер. Яндекс сам по себе приносил мало денег, но держаться на плаву помогал более стабильный CompTek.
В 2000 году Baring Vostok Capital Partners и UFG купили 35,7% акций стартапа за 5,28 млн. долларов. Тогда команда Яндекса состояла из 25 человек, а все данные помещались на одном сервере. В тот год мы узнали знаменитый рекламный лозунг: «Яндекс. Найдется все!»
В следующие годы компания стремительно развивалась: стала лидером российского рынка, в 2003 г. впервые выплатила дивиденды 100 тысяч долларов, в 2005 г. вышла за рубеж, в 2007 г. отказалась от продажи Google, а в 2008 г. вошла в топ-10 поисковиков мира.
Выход на биржу состоялся в 2011 году. Голландская Yandex NV разместила 52,2 млн акций по 25 долларов за штуку на сумму 1,3 млрд долларов. Проданы были и акции действующих акционеров, и новые акции, выпущенные самой компанией. Оценка Яндекса по итогам IPO составила 8 млрд долларов.
С целью защиты от недружественного поглощения Яндекс сформировал сложную структуру акционерного капитала: торгующиеся на бирже акции класса А с 1 голосом, находящиеся в руках основателей и сотрудников акции класса В с 10 голосами и одна «приоритетная» акция с правом вето. 88% всех акций находятся в свободном обращении. Остальные 12% обеспечивают 51,7% голосов на собрании акционеров. 45% голосов – у семейного траста Аркадия Воложа.
Яндекс – одна из самых успешных и быстрорастущих технологических компаний мира. За последние 5 лет выручка выросла в 5 раз, за 11 лет с момента IPO – в 26 раз. Однако «ахиллесовой пятой» всех IT-гигантов являются проблемы роста. На этапе первичного расширения принято жертвовать прибыльностью ради большей доли рынка. Поэтому EBITDA после IPO увеличилась лишь в 5 раз, а чистая прибыль – всего в 2 раза.
Выручка за 2022 год немаленькая – 521,7 млрд руб. Правда, чистая прибыль на ее фоне не блещет – 10,8 млрд руб. А теперь сравним ее с капитализацией на 23.11.2023 г. – 938 млрд руб. P/E = 938/10,8=86 (!) Представьте себе, понадобится целых 86 лет, чтобы вложения в Яндекс окупились чистой прибылью.
Однако абсолютно все акционеры компании уверены в том, что знаменатель в коэффициенте P/E (прибыль) будет быстро расти. Отчасти они правы: прибыль за 9 месяцев 2023 года составила 15,6 млрд руб, при сохранении набранной динамики за год Яндекс заработает около 21 млрд руб, значит форвардный P/E = 45. Уже не так много. И все же такой огромный аванс на будущее оправдан лишь в том случае, если Яндекс вскоре будет зарабатывать сотни миллиардов рублей. Верите в такое будущее? Ну, если сильно захотеть, я тоже смогу поверить. Но для инвестирования одной веры мало, тут ещё с факторами вероятности и времени работать надо. В общем, комплексно.
Безусловно, это замечательно, что компания активно инвестирует в развитие: капитальные вложения стабильно превышают операционный денежный поток, однако FCF стабильно отрицательный. Поэтому дивидендов Яндекс с момента выхода на биржу не платил ни разу. А с 2022 года голландская прописка не даст выплатить при всем желании.
Аркадий Волож, живущий в Израиле, попал под санкции и пытается от них избавиться, разделив российский и зарубежный бизнес Яндекса и продав ставший для него токсичным бизнес в России местным инвесторам. Переговоры идут уже больше года, стороны не могут сойтись в цене: Волож хочет больше, покупатели – меньше, вроде бы обычная коммерческая история, но стратегическое значение Яндекса для страны придаёт сделке политические аспекты
Итог: Яндекс прочно вошел в жизнь россиян. Его сервисами пользуется каждый из нас. Для своих клиентов предоставляет великолепные продукты. Понимаю, что именно это и привлекает инвесторов, доверяющих до боли знакомому бренду, желающих к нему приобщиться и зарабатывать вместе с ним на каждой доставке пиццы, поездке в такси и поисковом запросе в интернете.
Однако трансформировать лидирующие позиции на рынке и огромные обороты в существенную прибыль для акционеров – задача даже не завтрашнего дня. Над этим компании предстоит работать ещё долгие годы. Когда будет виден результат, тогда и посмотрим. Я же для покупки бизнеса с такой долгой окупаемостью слишком стар. Поэтому этот поезд пропускаю. Других предостаточно.
Про другие скоро узнаете на курсе “Разумный инвестор”.
Добавить комментарий