Эффект доктора Фокса

Представьте, что вы слушаете выступление на конференции, либо смотрите видео в интернете, либо учитесь на онлайн-курсе. Как считаете, вы сможете отличить откровенную чушь от истины? В 2023 году 80% читателей моего телеграм-канала признались, что не всегда в состоянии сделать это, многое зависит от темы и собственной компетенции.

В 1970 году в медицинской школе Калифорнийского университета ученые провели  небольшой эксперимент. Участников конференции, в числе которых были студенты, магистры и доктора наук, психологи и психиатры, распределили в две соседних аудитории. Они должны были прослушать короткую лекцию знаменитого ученого о математической теории игр, а затем оценить выступающего с помощью короткой анкеты.

Вот только один из этих ученых был действительно профессором, прекрасно разбирающимся в теории игр, а второй — приглашенным актером, у которого была задача провести лекцию максимально убедительно, при этом с темой он был знаком по одной короткой статье. Актер взял себе псевдоним «доктор Майрон Фокс». После лекций ученые сравнили ответы студентов и, к их удивлению, самозванца студенты оценили гораздо выше, чем настоящего профессора. 

Как так получилось?

  1. Эффект ореола – когнитивное искажение, при котором человека с привлекательным внешним видом заранее оценивают гораздо выше других. Фокс надел костюм, очки, да и вообще актеры, как правило, неплохо выглядят.
  2. Харизма – актер умеет общаться с аудиторией, шутить, задавать вопросы, рассказывать истории, причем неважно какие. Людям это тоже нравится.
  3. Невербальная коммуникация – жесты, мимика. В общем, все профессиональные секреты публичных выступлений.

Данный эксперимент дал название эффекту доктора Фокса. Даже не зная об этом феномене, любой студент может успешно его применить, если, придя на экзамен без должной подготовки, включит уверенный вид и будет «гнать пургу». Этим психологическим феноменом пользуются мошенники, которые под видом суперкурсов продают людям пустышки. Коучи, наставники, псевдоэксперты с помощью эффекта доктора Фокса заманивают своих слушателей и в лучшем случае просто тратят их время, в худшем – заставляют отдавать огромные деньги, имущество и т.д.

На первый взгляд кажется, что компетентные слушатели не попадутся в эти ловушки, однако, множество исследований подтверждают, что люди значительно переоценивают свои навыки. Шансов намного меньше, ведь когнитивным искажениям подвержены все люди независимо от опыта, профессии и интеллекта.

Поэтому заранее проверяйте информацию об эксперте, обращайте меньше внимания на его внешний вид и уловки оратора, а больше – на содержание его речи. Ну и помните об эффекте доктора Фокса, не забывая изучать другие ловушки мышления.

Размещено от


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *